Практическое занятие: Новые аспекты учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации. Эффективное взаимодействие в команде.
1) Новые аспекты учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации.
Используя Интернет и собственные наблюдения составить тезисы.
2) Эффективное взаимодействие в команде.
Теоретический материал
-Команда имеет возрастную однородность.
-Мировоззрение, ценности, взгляды и интересы большинства членов команды совпадают
-команда ведет активную деятельность по достижению общего результата и не испытывает дефицита эмоций.
Лидер команды является примером эффективного работника и прекрасного коллеги.
Лидер команды предпринимает меры по ее сплочению.
Команда имеет возможность соперничать и поддерживать соревновательный дух.
Это основные условия на которые нужно ориентироваться в работе, но их соблюдение не гарантирует того, что команда будет целостной и дружной.
Чтобы группа стала командой она должна пройти две стадии:
|
|
1. Стадия притирки
Начинает формироваться новый коллектив. Участники обращают внимание друг на друга, пытаются разобраться, кто есть кто, демонстрируют себя и черты своего характера, проявляют способности, раскрывают потенциал.
2. Конфликтная стадия.
Способность эффективно разрешать конфликтные ситуации в команде и вообще противостоять их возникновению.
Инструменты сплочения команды:
- Традиции (корпоративные традиции считаются одним из лучших способов сплочения людей.
- Собрания. Собираться можно и на работе, и в неформальной обстановке. На таких собраниях можно полезно обсуждать как рабочие вопросы, так и что-то, что их совершенно не касается.
- СМИ. В таких изданиях должна освещаться жизнь команды: успехи, новости, достижения, знаменательные события и даты, предложения и пожелания сотрудников и т.п.
- Отдых. Совместные поездки и приятное времяпровождения-прекрасный способ сделать людей дружнее.
- Геймификация. Использование игровых технологий и методик в жизни, работе и обучении.
Мероприятия для сплочения команды:
-Городской квест. Команда должна перемещаться по разным местам города, отгадывать загадки, решать головоломки и находить подсказки по дальнейшему маршруту.
-Фотонавигация. Команда получает на гаджет фотографию какого-то места в городе. Нужно понять, что это за место, и прибыть к нему в назначенный срок. Мест может быть несколько.
- Сделай сам. Команда получает задание сделать какой-либо предмет своими руками, используя любые материалы и компоненты.
- Искусствоведение. Команда собирается посетить музей или выставку картин Каждому участнику дается задание как можно больше узнать о конкретном экспонате или картине и затем рассказать об объекте на месте, выступая в роли экскурсовода.
|
|
-Ремесло. Команда дает задание выбрать интересное ремесло (изготовление варенья, вышивание, выжигание, резьба по дереву и т.д.) и изготовить свое собственное изделие.
Практическое задание:
Попробуйте выполнить эти упражнения в кругу своей семьи и вы узнаете, являетесь ли вы командой.
Упражнение «Закон гармонии»
Цель: Формирование толерантности и этической культуры межличностной коммуникации и отношений.
Материалы: тетрадь, карандаши.
В цивилизованном социуме существует неписанный закон гармонии общения и межличностных отношений, затрагивающий их нормативную сферу. Следуя ему можно не допустить зарождение многих антагонистических противоречий, конфликтов, обид. Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков и деформации легитимной (нормативной) сферы личности. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?
Задание: Разделите лист тетради на две части:
1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье то мнение (товарища, ребенка и др.), высмеивать кого-то и так далее.
2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить беспорядок, бездельничать.
Лист заполняется.
Сделайте вывод:
- Стоит ли запрещать себе, быть свободным, что бы иметь основания осуждать других? Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?
Упражнение «Плод доброго дерева».
Цель: Формирование толерантности, самооценки и этической культуры межличностной коммуникации и отношений, развивать воображение.
Материалы: тетрадь, карандаши.
Каждый из нас –плод доброго дерева. Питаясь его соками, прячась в тени его могучей листвы, мы мужаем и мудреем. Одерживая маленькие победы, мы сверяем их результаты с достижениями нашего рода. А когда терпим неудачу, то обращаемся к могучим корням, крепкому и сильному стволу, к упругим и гибким ветвям-они поддерживают нас, не дают упасть вниз, бережно и нежно несут к солнцу. Они учат нас благодарно принимать дождь и ветер, переживать грозу и достойно терпеть град. Итак, мы плоды добрых деревьев. Но каких? Давайте узнаем. Закройте глаза, расслабьтесь и мысленно перенеситесь в сад или парк. Вас окружает множество деревьев. Рассмотрите эти деревья внимательно. Представьте себе, как приятно прикоснуться к шершавой или гладкой коре, вдохнуть свежий запах листвы, или пряный – плодов и смолы. Попробуйте услышать то о чем шепчет листва… Найдите свое родное дерево. Доброе дерево, плодом которого вы являетесь. Поговорите с ним. Поверьте, оно вас слышит. Вы можете находиться в тени своего дерева сколько пожелаете. После беседы с ним возвращайтесь в реальность. Открываете глаза. Теперь с помощью карандашей в тетради нарисуйте дерево с которым только что общались. То дерево, плодом которого вы являетесь.
Вывод: Помните, что вы плод доброго дерева и должны нести добро окружающим вас людям.