Урока
Урок № 29
Тема урока:
Практическая работа № 3
Ознакомление с ассортиментом круп и макаронных изделий и оценка качества по стандарту.
Цели работы:
- образовательные: приобрести навыки органолептической оценки качества продуктов переработки зерна;
- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Перечень средств, используемых при выполнении работы:
- натуральные образцы крупы, муки, макаронных изделий, хлеба, бараночных изделий,
- учебник товароведения продовольственных товаров,
- листы белой бумаги, салфетки, упаковки с маркировками продуктов переработки зерна.
Общие теоретические сведения:
Группа зерномучных товаров: зерно, мука, крупа, хлеб и хлебобулочные изделия, сухарные, бараночные и макаронные изделия.
|
|
Химический состав хлеба: углеводы, белки, жиры, минеральные соли и витамины.
Содержание белков:
• в ржаном хлебе — около 5,5%;
• в пшеничном — 7,6-8,4%.
Основной компонент хлеба — углеводы — полисахарид крахмал (40-50%). Крахмал — основной источник энергии хлебобулочных изделий. Минеральные вещества хлеба — К, Р, Mn, Fe, Са, а витамины — Вр В2 и PP.
Ассортимент хлебобулочных изделий составляет более 1000 наименований.
Классификация хлеба:
1. в зависимости от вида муки: пшеничный, ржаной и ржано-пшеничный;
2. от рецептуры — простой и улучшенный;
3. по способу выпечки — формовой и подовой.
Разновидности пшеничного хлеба: хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов, паленица Украинская, калач Саратовский и др.
Ржаной хлеб изготавливают из муки обойной, обдирной и сеяной простым и улучшенным (Заварной; Московский).
Ржано-пшеничный хлеб выпекают из смеси различных сортов ржаной и пшеничной муки в различных соотношениях.
Основной ассортимент: хлеб ржано-пшеничный, Украинский, Бородинский, Российский, Любительский и др.
Крупа - один из важных продуктов питания, который после муки занимает второе место. Из года в год увеличивается производство крупы и ее ассортимент.
Крупа обладает высокой пищевой ценностью. Так, в ней содержатся биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные соли. Крупу широко используют в кулинарии для приготовления разнообразных блюд, а в пищевой промышленности -для концентратов и консервов. Пищевая ценность крупы зависит от ее химического состава. Для получения крупы зерно очищают от примесей. При выработке крупы из овса, гречихи, кукурузы, гороха могут применять гидротермическую обработку (паром под давлением) и сушку. Такая обработка облегчает обрушивание зерна, повышает стойкость при хранении и сокращает срок варки (быстроразвариваюшаяся крупа).
|
|
Сортировка зерна по размеру обеспечивает лучшее обрушивание и дробление зерна.
Обрушивание (шелушение) - это удаление цветковых пленок (просо, рис, ячмень, овес), оболочек плодовых (гречиха, пшеница) и семенных (горох). Сортировка после шелушения увеличивает выход крупы, улучшает ее внешний вид, отделение нешелушенных битых ядер. Для более тщательного удаления плодовых и семенных оболочек, частично алейронового слоя и зародыша крупу шлифуют. Такую крупу, как рис и горох, подвергают полированию, т.е. дополнительно удаляют оболочки и алейроновый слой для придания крупе гладкой полированной поверхности.
Процессы полирования и шлифования улучшают внешний вид крупы, ее кулинарные свойства, но снижают ценность крупы, потому что вместе с клетчаткой удаляется часть белков, витаминов, минеральных веществ.
Затем крупу очищают от примесей, отвеивают мучку, отсеивают битые крупинки и сортируют, а ячменную, пшеничную, кукурузную крупу сортируют на ситах по размеру, соответствующему номеру крупы, после чего крупу упаковывают.
Производство макаронных изделий возникло в начале XVIII в. в Италии и на юге Франции. В России первая фабрика была построена в 1797г. в Одессе. Изделия готовили вручную, первые прессы и тестокаты появились в России в 20-х годах XIX в., а гидравлические прессы стали использовать еще позднее. Развитие макаронной промышленности в нашей стране началось в 1923г. В настоящее время макаронная промышленность развивается по пути создания мелких и средних предприятий с одновременным строительством новых фабрик мощностью 10, 20, 30тыс. т продукции в год и более.
Макаронные изделия хорошо сохраняются, из них можно быстро приготовить многие блюда и гарниры, они имеют высокую пищевую ценность.
В состав макаронных изделий входят белки (9-11,8%), углеводы (70-75%), жиры (0,9-2,7%), клетчатка (0,2%), зола (0,9%). Энергетическая ценность 100г продукта 332-341ккал или 1389-1427кДж.
Для получения макаронных изделий из подготовленного сырья замешивают тесто, из которого формуют изделия, сушат, после чего их охлаждают, сортируют и упаковывают. При приготовлении теста используют обогатители: куриные яйца, яичный порошок, меланж, томат-пасту, сухое молоко и др.
В зависимости от формы макаронные изделия подразделяют на четыре типа: трубчатые, нитеобразные, лентообразные и фигурные. Каждый из типов делят на подтипы и виды.
Этапы выполнения работы:
1. Проведите органолептическую оценку качества образцов круп по стандартам.
- Определить цвет крупы, сравнивая образец с характеристикой, данной в стандарте; для этого на чистый лист бумаги насыпьте крупу тонким слоем и внимательно рассмотрите её при дневном рассеянном свете;
- Определите вкус крупы путём разжевывания небольшого её количества;
- Определите крупы, согрев дыханием образец или зажав его в ладони (несвежая крупа имеет затхлый или плесневелый запах).
Полученные данные свести в следующую таблицу:
Крупа | Цвет | Запах | Вкус | Заключение о качестве |
2. Проведите органолептическую оценку качества муки 1-2 образцов по стандартам.
- Сравнить образец с характеристикой, данной в стандарте (определение цвета);
- Согрейте образец дыханием или зажмите его в ладони и понюхайте (определение запаха);
- Разжуйте небольшое количество муки, при этом обратите внимание на наличие хруста на зубах (определение вкуса).
|
|
Полученные данные занесите в следующую таблицу:
Вид и сорт муки | Показатели качества | Заключение о качестве | |||
Цвет | Запах | Вкус | Хруст | ||
3. Проведите органолептическую оценку качества хлеба по образцу и стандарту.
- Определите толщину корок, состояние мякиша, вкус и запах изделия, разрезав его пополам (толщина корок выводится как среднее из трёх определений);
- Установите наименование образца хлеба, а так же сорт муки, из которой он изготовлен;
Результаты проведенной работы сведите в следующую таблицу:
Показатель | Характеристики показателя | Отклонения от требований стандарта |
Внешний вид: Поверхность Окраска Форма корка | ||
Качество мякиши: Пропечённость Промесс Пористость эластичность | ||
Вкус | ||
Запах |
4. Проведите органолептическую оценку качества бараночных изделий по 1-2 видам сушек и стандартам на бараночные изделия.
- Определите форму изделия;
- Внимательно изучите поверхность сушек (должна быть гладкая, глянцевая, без вздутий и крупных трещин);
- Определите цвет;
- Разломите бараночное изделие, определите внутреннее состояние (цвет на изломе, пропечённость, разрыхлённость)
- Продегустируйте имеющийся образец, определите вкус и запах (обратите внимание на хрупкость сушек)
Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Показатель | Соответствие стандарту | Характеристики образца |
Внешний вид изделия: Поверхность Форма Цвет | ||
Качество: Вкус Запах хрупкость |
5. Проведите органолептическую оценку качества макаронных изделий по 1-2 образцам и стандарту.
- Изучите стандарт на каждый образец изделия;
- Определите тип макаронных изделий;
- Внимательно рассмотрите данный образец макаронных изделий, обратив внимание на цвет;
- Сделайте вывод о качестве исследуемого образца макаронных изделий;
|
|
Полученные данные сведите в следующую таблицу:
Тип изделия | Показатели качества | Заключение о качестве | ||||
Внешний вид | Поверхность | Цвет | Запах | Вкус | ||
6.Домашнее задание:
Ответьте на вопросы и сделайте отчет о проделанной работе
- Какой горох в зависимости от цвета и способа обработки лучше разваривается?
- Чем отличается ядрица от продела?
- В чём разница между простым и сортовым помолам?
- Почему мука имеет слегка сладковатый вкус?
- В чём разница между простыми и улучшенными сортами хлеба?
- Как называется внутренняя часть зерна?
- Из каких частей зерна получаются отруби?
- Как называется самый высокий сорт пшеничной муки?
- Как называется самый высокий сорт ржаной муки?
- При каком виде размола получают муку с отрубями?
- Чем определяется сорт макаронных изделий?
- В каком виде могут выпускаться длинные макаронные изделия?
- Какие виды круп вырабатывают из риса?
Урок № 30