Классификация аллюзивных единиц

Систематизация аллюзивных единиц основана на различных критериях, включающих в себя источник аллюзии (библейский, исторический, мифологический), отсутствие или наличие национальной окраски, уровень известности аллюзивного факта, текстуальные связи, характер отношений между сравниваемыми объектами, а также релевантность к основной информации текста. Классификацией аллюзий занимались множество исследователей. Русский исследователь М.Д. Тухарели выделяет следующую классификацию аллюзивных единиц:

1. Антропонимы, зоонимы, космонимы, топонимы, теонимы;

2. Библейские, исторические мифологические, литературные, реалии;

3. Отзвуки цитат, ходовых речений, контаминации, реминисценции [Тухарели 1984: 167].

Структурно аллюзия может быть представлена словосочетанием, одним словом или более крупными словесными образованиями. Тухарели, в свою очередь, рассматривает также «аллюзии-сверхфразовые единства, аллюзии-абзацы, аллюзии-строфы, аллюзии-прозаические строфы, аллюзии-главы, наконец, аллюзии-художественные произведения» [Тухарели 1984: 18].

Р. Ф. Томас выделяет другой вариант классификации аллюзий:

1. «Случайная» ссылка (вид аллюзии, который без подробностей напоминает о каком-либо событии и практически неприменим к новому контексту);

2. «Единичная» ссылка (аллюзия, передающая контекст в новой ситуации);

3. Ссылка «на самого себя»;

4. «Корректирующая» аллюзия (источник аллюзии содержит значение, противоположное самой аллюзии);

5. «Очевидная» отсылка;

6. «Конфлатация» (аллюзия, указывающая одновременно на несколько источников) [Thomas: 71-98].

А.Г. Мамаевой относит аллюзии, которые формируют ключевую тему произведения, к числу тематически значимых аллюзивных единиц (доминантных) [Мамаева 1977:16]. Следовательно, согласно мнению А. Г. Мамаевой, необходимо выделить тематически значимые аллюзии и аллюзии фрагментарно значимые (локального действия). Фрагментарно значимые аллюзии лишь способствуют смысловому развитию на определенном отрезке текста, они не способны связывать текст в одно смысловое целое [Мамаева 1977: 24].

Несмотря на то, что тематическая классификация не раскрывает полностью лингвистический механизм действия аллюзии, она очень важна и имеет полное право на существование, так как в различные исторические периоды в литературе встречается значимое количество тематических разновидностей аллюзий, которые отражают литературные нововведения и веяния определенной эпохи, ее ценности. И.Р. Гальперин выделяет мифологические, библейские, исторические и литературные, наряду с аллюзиями из фактов повседневной жизни [Гальперин 1997: 334].

Е. М. Дронова выделяет другую классификацию:

1. Аллюзии, составляющие средства сведений культуры социума (источники - библейские сюжеты, исторические события, невербальное искусство);

2. Аллюзии, основанные «на фактах повседневной жизни и явлений массовой культуры» (источники - уже существующие на данный момент знания, отражающие развитие определенного общества).

Вторая группа аллюзий актуальна только на время создания художественного текста [Е.М. Дронова 2006: 17-19].

Н.А. Химунина заявляет, что художественный материал и социально-исторический материал не тождественны друг другу, это два абсолютно разных источника информации. Введенный ею термин «замкнутость-незамкнутость» определяет главное различие между этими материалами: замкнутость фиксирует те средства, которые образуют структуру - устойчивый, сложившийся комплекс [Химунина 1992: 40].

В следующем разделе пойдет речь о множественных аллюзиях, встречающихся в романе Джона Барнса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: