Россия – асимметричная федерация

Быков Дмитрий Игоревич 205 группа

Тема 6 задания (1-4)

Россия – асимметричная федерация

Одной из важных характеристик любой страны федеративного строя является ее симметричность или асимметричность. Равноправие между отдельными субъектами федерации оказывает больше влияние на развитие страны в целом и отдельные регионы в частности. В материале, изложенном ниже, подробно рассмотрим эти два типа федераций. Разберем, в чем они отличаются, в чем заключается неравенство, и почему Россия – асимметричная федерация. Признаки федерации Федерация – это объединение нескольких государственных образований, именуемых субъектами. Они не обладают государственным суверенитетом, но у них имеются довольно высокие полномочия на создание своих уставов и законов. Отдельные округа и районы также подчиняются конституции страны, в которой расположены. При этом они могут иметь собственные институты гражданства, столицу, герб и другие элементы правового статуса государства. Важно понимать, что отдельный субъект не может стать участником международных отношений, не покинув состав федерации. Каждый из них представляет собой штат, провинцию, область, край или землю (на манер Германии или Австрии). Итак, федерация имеет следующие характерные признаки: территория федерации делится на отдельные территории (субъекты); законодательная и судебная власть принадлежит государственным органам; в таких государствах существует две палаты парламента. Существуют симметричные и асимметричные федерации. Симметричная федерация. Для начала поговорим о первом типе. Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. Отдельные регионы и республики однородны по своей природе и имеют равный статус друг перед другом. Обычно субъекты в стране имеют идентичное название, на пример округ или край. В них работает одна и та же система власти, без каких-либо региональных отличий. Уровень развития субъектов находится примерно на одинаковом уровне, как и отдельные сферы жизнедеятельности. Медицина и образование функционируют на всей территории федерации похожим образом. Большая часть современных государств идет по пути внедрения асимметричных элементов, так как даже исключительно симметричные федерации не могут длительное время существовать в таком виде. Асимметричная федерация существует и противоположный тип стран. Асимметричная федерация – форма государственного устройства, при которой у различных республик, округов или земель действуют неравные права. Отдельные субъекты в таких странах

отличаются по своему статусу. Например, республики как часть федерации могут выдавать людям уникальное гражданство. У них существует своя конституция, отличная от той, что принята в стране. В то же время другие субъекты, более мелкие, могут создавать лишь свои уставы. Некоторые республики вовсе провозглашают себя суверенными государствами, четко указывая это в юридических документах. Вся земля и ресурсы являются достоянием граждан, проживающих в ее пределах. Это не все признаки, которые стоит учитывать. Асимметрия также проявляется и в системе налоговых выплат. Все субъекты федерации пополняют федеральный бюджет и получают определенную долю отчислений. Тем не менее одни округа могут являться донорами государства и отдавать гораздо больше, чем получают, а другие - получать постоянные дотации и существовать только благодаря им. Некоторые субъекты и вовсе договариваются о снижении налоговых выплат и оставляют часть средств у себя.

Примеры асимметричной федерации Типичными примерами асимметричной федерации являются такие страны, как Индия, Танзания, Бразилия и Канада. Отдельные земли и округа этих стран в значительной степени отличаются друг от друга по своему статусу и правам. В число таких государств входят Соединенные Штаты Америки и Россия. По факту обе страны являются федерациями с многоуровневой симметрией федеративного устройства. По крайней мере, так прописано в конституциях. Соединенные Штаты Америки Если глубже ознакомиться с системой государственного устройства США, то ответ на вопрос о том, почему же эту федерацию считают асимметричной, становится более чем явным. Итак, США делится на 55 штатов. Каждый из них имеет равные права, жители этих штатов являются гражданами Америки без каких-либо исключений. Люди, проживающие на территории страны, имеют идентичные права и обязанности. Загвоздка заключается в том, что помимо основных штатов Америка объединяет с ними еще несколько субъектов. Федеральный округ Колумбия, например. Этот регион не входит ни в один штат, а люди, проживающие на его территории, имеют меньшие права. При этом Колумбию никто не представляет в Сенате, а делегат в Палате Конгресса даже не имеет права голоса. К этой же категории можно отнести островные территории, принадлежащие США. Это Виргинские острова, Американское Самоа и Гуам. Часть этих объектов находится под полным контролем со стороны государства, а часть имеет определенные свободы в плане самоуправления. Более того, жители островов даже не являются гражданами США, они их подданные, посему даже не могут участвовать в выборах президента. Канада делится на 10 провинций и 3 территории. Эти типы

субъектов различаются по ряду факторов. Провинции имеют более высокие полномочия, которые были приписаны им конституцией еще в 1867 году. Их права непоколебимы. Изменить их можно, только изменив саму конституцию. Провинции независимы от федерального правительства и друг от друга. Это значит, что если даже в конституционном праве произойдут изменения, они не будут действовать на тот округ, который выразит свое несогласие с принятыми поправками. При этом свою провинциальную конституции они могут изменять в любое время. Независимые территории Канады также могут издавать законы, которые касаются их сферы деятельности, будь то медицина, образование или торговля, но Федеральное правительство со своей стороны может организовать программу проверки отдельного округа на уровень компетенции в той или иной области. Управляющие органы провинции в этом случае также могут отказаться от данной программы. Россия как асимметричная федерация Россия является асимметричной федерацией, несмотря на то, что в конституции государства прописано обратное. Исходя из информации, которая указана в статье 5 Конституции Российской Федерации, все субъекты государства (автономные округа, края, республики) абсолютно равноправны. Независимо от территориальных особенностей. Однако чтобы доказать, что Россия является асимметричной федерацией, достаточно рассмотреть, как функционируют некоторые субъекты, в частности республики. Некоторые из них имеют свои конституции, избирают президентов (например, Чеченская Республика является де-факто отдельным государством). Народы, проживающие на этих территориях, имеют собственную национальность, несмотря на то, что проживают они все еще в пределах России. Иные субъекты федерации такими привилегиями не обладают. Некоторые автономные округа вовсе входят в состав отдельных краев, что провоцирует подчинение одного субъекта другому. Представители страны заключают договора с представителями отдельных округов, республик и краев. В большинстве случаев эти договоры ничем не отличаются друг от друга, но некоторым субъектам предоставляются более широкие полномочия.

Вывод

Из ходя выше перечисленного, Россия не является асимметрическая федерацией, так как Симметричная федерация – это федерация, основной чертой которой является равноправие всех округов, находящихся на ее территории. У нас в стране все подчиненно выше стоящему округу, из ходя уроков разбирая Россия суверенное государство, у каждого округа есть подчиненные и свои руководители, которым докладывают, а они выше

 

1).Определением от 27 июня 2000 года № 92-0 Конституционный Суд Российской Федерации признал положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10), не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Каким нормам Конституции Российской Федерации не соответствует приведенная статья Конституции Республики Башкортостан?

Решение: В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Из приведенных конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. С Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из статьи 9 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Однако это не означает, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы. Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации. Противоречие статьям 4 (части 1 и 2), 9, 15 (часть 1), 36, 72 (пункты "в", "г" части 1) и 76 (части 2 и 5) Конституции РФ.

2.) Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком

этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Обосновано ли решение суда?

Решение: Субъекты РФ вправе устанавливать свои государственные языки, так как об этом говорится в Конституции РФ (ч.2 ст. 68), и это не будет являться противоречием Конституции РФ (п. а ч. 1 ст. 72). Исходя из этого, я считаю, что суд вынес правильное из ходя законов Конституции РФ решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: