Занятие 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ (2ч.)

Задание 1: изучите таблицу, представленную ниже.

  Республика охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

Задание 2: решите задачу.

Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков (Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано, что она является государством.

Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Кто прав в данном споре?

 Я считаю, что Президент неправ. Так как посмотрев Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"": Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации ( вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68)., исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Тема 7 задания (3.4)

Задача №1

В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

Ответ: Я считаю¸ что данная норма не соответствует действующему законодательству, так как нарушается принцип разделения властей, что закреплено в статье 10 Конституции РФ.

Задача №2

Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом “Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”, Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)? Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Ответ: Конституция в первую очередь ориентирована на раскрытие политических устоев общества и государства, она имеет ярко выраженное политическое содержание и оказывает прямое или косвенное влияние на всю политическую систему страны, из это следует что самый главный правовой документ, выступающий в качестве первоосновы для прочих нормативных правовых актов.

Формирование Конституции – не простое занятие и требует серьезного подхода со стороны компетентных специалистов.

Конституции (Уставы) являются кодифицированными (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт – основной закон), что отличает их от обычных законов.

Они могут оформляться также и в форме закона, но обязательно содержат преамбулу (торжественная часть, не имеющая юридической силы, носит важное морально-политическое и идеологическое значение), основную часть (состоящей из разделов или глав). Структура «основного закона» такова, что в ней, во-первых, более частные положения следуют за более общими; во-вторых, менее значимые за более значимыми.

В основе обобщения конституционных норм в определенные общие комплексы (разделы, главы) должен лежать принцип единства предмета регулирования. Взаимосвязь норм внутри раздела или главы: принцип первичности и производности норм друг от друга, взаимосвязи.

Конституция может содержать заключительные и переходные положения, регулирующие, как в действующей Конституции РФ, порядок вступления ее в силу и действие прежних правовых актов.

Довольно часто Конституцию сопровождают положения, например, договоры или декларации, включавшиеся в Конституции своих времен.

Отказ в рассмотрении, так как учитывая ст. 71 Конституции РФ

Ст. 71 Конституции РФ: Конституция РФ 1993 г., в отличие от предшествующих, право принятия не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ.

При этом согласно п. а ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.1999 г. №184-ФЗ Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему. Следовательно, такие документы могут иметь форму законов.

Устав Ленинградской обл., приятый 14.01.1998 г. ЗС Санкт-Петербурга, не противоречит общим принципам формы Конституций: есть введение в виде преамбулы, общие положения, предметы ведения, основы территориального устройства, основы организации государственной власти…. 12 глава содержит заключительные и переходные положения. Не противоречит Конституции РФ.

Задача №3

Представитель Президента РФ в Поволжском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Астраханской области, допустить назначенную Полномочным Представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну.

Правомерен ли отказ? Какие права предоставлены полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах?

Ответ: отказ данного предприятия не правомерен, так как в соответствии с Указом Президента от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» представитель имеет право на привлечение сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, а также полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Также полномочный представитель имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;

использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации и тд.

Тема 8 занятие 2

ЗАДАЧА 1

В ходе переговоров с Международным Банком Реконструкции и Развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью РФ, в том числе участие РФ в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т.д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.

Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного Банка?

Решение:

Согласно ст. 94 Конституции РФ – Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В части 1 ст. 11 Конституции РФ прямо указанно на то, что Федеральное Собрание является одним из органов, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Исходя из того, что данная статья расположена в гл. 1 “Основы конституционного строя”, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через изменение самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспеченно наивысшей конституционно – правовой гарантией – настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (данное положение закреплено в части 1 ст. 135 Конституции РФ).

Исходя из ст. 94 Конституции РФ, также можно сделать вывод, что Федеральное Собрание, как представительный орган, выступает в роли представителя и выражает интересы всех граждан Российской Федерации, непосредственно через депутатов Государственной Думы – представляющих интересы своих избирателей, а также через членов Совета Федерации – являющихся представителями субъектов Российской Федерации.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Согласно условиям задачи выполнение условия Международного Банка возможно, так как Федеральное Собрание РФ это законодательный орган (Парламент РФ) - глава 4 Конституции РФ.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

Статья 169. Общие положения

1.Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

2. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов

1. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Статья 101

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: