Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

СДО-О-19

Практическое занятие (2 часа)

Тема: Основы педагогической риторики

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вопросы:

Назовите характерные особенности педагогической риторики?

Ответ:

Педагогическая речь обладает своими определёнными особенностями, т.к. является самостоятельно существующим в профессиональной деятельности учителя явлением, и вместе с тем - условием становления и развития педагогического мастерства. Она обладает отличительными свойствами и качествами, определяющими её педагогическую сущность и содержание. Они включают в себя:

· публичность, направленность на аудиторию;

· аудиовизуальность;

· импровизированность.

Что такое повествование, каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Ответ:

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

 

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

· что случилось? – в городе пошел дождь;

· где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;

· когда случилось? – летом пошел дождь.

В работе с дошкольниками используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий.

1. в работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность;

2. работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:

3. пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;

4. пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;

5. пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;

6. пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

7. пересказы без опоры на сюжетную картинку;

8. составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

9. составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;

10. составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

11. составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

12. составление рассказа на заданную тему. картинок.

Каким образом можно придать динамику повествованию?

Ответ:

Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия. Динамика может передаваться также значением глаголов, их разными видовременными планами, порядком следования, отнесением их к одному и тому же субъекту, обстоятельственными словами со значением времени, союзами и т.д. Вступает в силу принцип стремительного повествовательного движения, и стиль приобретает захватывающую быстроту. Такова, например, повествовательная часть речи К.Ф. Хартулари по делу Лебедева:

Заручившись разрешительным свидетельством городской управы на ломку здания, правление, согласно обязательству, потребовало от Лебедева немедленного приступа к работе.

Лебедев отправился на Никольский рынок, и там среди рабочего пролетариата вербует себе отряд рабочих по самым дешевым поденным платам.

Весь этот отряд, под командой Андрея Лебедева, <...> рассыпался по куполу здания, который изнутри, для безопасности, был подперт четырьмя деревянными стойками, скрепленными между собой железными связками или скобами <...>.

Работа закипела. Застучали молотки, и вскоре наружная металлическая обшивка была снята, а за ней снят так называемый черный пол, и остов купола тотчас же обнажился с его металлическими стропилами, числом до 32, которые, подобно радиусам от центра, спускались от вершины купола к его основанию, лежавшему на стенах самого здания в кольце.

Наступала самая трудная и самая опасная часть работы, состоявшая в разборке и расчленении металлических стропил" [30, 785]. Слова, которые здесь используются, придают динамику изложению: потребовало немедленного приступа к работе, отправился, вербует, рассыпался, работа закипела, застучали молотки, вскоре, тотчас же обнажился. Динамичная речь всегда эффективно воздействует на слушателей.

Что такое описание и каковы его характерные особенности в работе педагога-дефектолога?

Ответ:

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

· общая характеристика предмета, общее впечатление;

· признаки, детали;

· общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

· какой предмет описывается? – дождь;

· каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: