Какое напутственное слово Вы скажете современному молодому поколению?

Вопросы труженику тыла

Дата и место рождения.

Место проживания в предвоенные, военные и послевоенные годы. Род Ваших занятий в эти годы.

Социальное происхождение, род занятий родителей, их участие в ВОВ. Состав семьи (наличие супруга(и), детей, братьев и сестер, представителей старших поколений).

Уровень жизни семьи, источники дохода, жилищные условия – в довоенные годы, в годы войны и в период восстановления народного хозяйства (1946-1950 гг.).

Как встретили начало Великой Отечественной войны в Вашей семье, семьях других людей? Как оценивали перспективы развития событий? Какое впечатление произвело начало войны лично на Вас?

Являетесь ли Вы свидетелями боевых действий? Довелось ли Вам жить в районах, попавших в оккупацию немецко-фашистскими захватчиками? Были ли Вы вместе с семьей эвакуированы из прифронтовой полосы?

Какое образование и профессию Вы имели (получили) в годы войны? На каком предприятии и в какой должности Вы трудились в военные годы? Какие задачи стояли перед Вашим предприятием, и что входило в Ваши должностные обязанности?

Как изменилась жизнь Вашего предприятия с началом войны? Распространялась ли бронь на представителей Вашей профессии? Каким образом происходило восполнение кадров, уходивших на фронт? Много ли работало женщин, детей и пенсионеров? Пытались ли Вы отправиться на фронт?

Что Вы можете сказать о работниках, применявших передовые методы работы – двухсотниках, трехсотниках, пятисотниках и т.д.? Насколько массово это движение было распространено на Вашем предприятии? Участвовали ли Вы в нем? Каким образом распространялся передовой опыт?

Какие методы поощрения применялись в отношении работников Вашего предприятия? Меры наказания за недобросовестный труд?

Какую помощь, помимо непосредственной работы на предприятии, Вы и Ваши товарищи оказывали фронту? (Оборонные денежные займы, отправка на фронт посылок с теплыми вещами и т.д.)

Расскажите о снабжении продовольствием, одеждой, топливом, в годы войны. Удовлетворяли ли потребности семьи карточные пайки? Приходилось ли обращаться к покупке товаров на «черном рынке» или обмену? Какую помощь оказывало личное подсобное хозяйство, промыслы и т.д.? Какие меры социальной поддержки оказывало государство?

Какие новации появились в работе детских садов, школ, ПТУ?

Охарактеризуйте военное обучение, осуществлявшееся на производстве? Что входило в программу обучения? На что инструкторы обращали наибольшее внимание?

Какую роль в воспитании молодежи и помощи фронту играли пионерия и комсомол, оборонно-спортивные организации? В чем заключалось Ваше участие в их работе?

Как Вы, Ваши родные и близкие, соседи, воспринимали известия с фронта? Откуда Вы получали информацию о событиях на фронте и в стране?

Как воспринималась роль партии, государства, И.В. Сталина в происходивших событиях? Каким было отношения к ним? Кто из советских военачальников был наиболее известен в народе?

Как Вы и Ваши близкие встретили известие о Победе? Откуда Вы узнали об окончании войны с Германией?

Поделитесь Вашими воспоминаниями о наиболее запомнившихся, значимых событиях военных лет?

Каким было отношение к фронтовикам в годы войны и после ее окончания? Имелись ли трудности при возвращении фронтовиков к мирной жизни? Поделитесь своими воспоминаниями о людях, прошедших войну.

Какие изменения в общественно-политической жизни Вы ощутили в послевоенные годы? Как люди восприняли задачи, стоявшие перед 4-й пятилеткой? Каким был Ваш личный вклад и вклад Вашей семьи в восстановление народного хозяйства после войны?

Как восприняли в народе отмену карточек и денежную реформу? Насколько быстро преодолевались трудности военных лет?

Как в Вашем окружении встретили известие и смерти И.В. Сталина? Какое впечатление оно произвело на Вас? Что Вам было известно о борьбе за власть после смерти И.В. Сталина

Как сложилась Ваша судьба в дальнейшем?

После интервью

После интервью не забудьте поблагодарить вашего гостя.

Не забудьте сделать качественные фотографии. Можно сделать несколько во время интервью и несколько – после. Для этого заранее подготовьте помещение с хорошим освещением и удачным фоном.

Литературная обработка

Не печатайте просто расшифровку записи интервью, расположите в логической (чаще хронологической) последовательности рассказанные ветераном эпизоды, при этом стараясь придать тексту литературный вид.

Ответы на вопросы по одной теме стоит объединить в единый рассказ. Используйте ваши вопросы в качестве логических связок. Будьте внимательны и, обрабатывая текст, не искажайте смысл ответов ветерана.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: