Величины Пдп,Σ относят к некоторому эквивалентному установившемуся режиму, на котором время работы равно tэкв, а время до разрушения – tр экв. Обычно в качестве такого режима выбирают максимальный режим работы двигателя. Величину Пмцу,Σ также относят к некоторому количеству эквивалентных циклов Nэкв, число которых до разрушения по критерию МЦУ равно Np,экв.
Необходимо построить детерминированные кривые безотказной работы лопатки в виде переменных по наработке N коэффициентов запасов долговечности по ДП
и по МЦУ
где N – число реализуемых двигателем в составе ЛА ОПЦ растущее при эксплуатации.
Подставляя различные значения N, находим , с помощью Excel строим зависимость (рисунок 11, таблица 7).
Известна связь запаса долговечности и запаса прочности по ДП:
где – показатель степени в модели длительной прочности, определенный для максимального режима ОПЦ;
- нормированный запас прочности по ДП.
.
Таблица 7 – Определение коэффициента запаса лопатки по ДП
|
|
N | nдп |
10 | 1652607,724 |
15 | 1101738,483 |
20 | 826303,862 |
25 | 661043,0896 |
26 | 635618,3554 |
30 | 550869,2413 |
40 | 413151,931 |
45 | 367246,1609 |
50 | 330521,5448 |
55 | 300474,1316 |
60 | 275434,6207 |
65 | 254247,3422 |
70 | 236086,8177 |
75 | 220347,6965 |
80 | 206575,9655 |
85 | 194424,4381 |
90 | 183623,0804 |
95 | 173958,7078 |
100 | 165260,7724 |
Рисунок 11 – Кривая безотказности лопатки по наработке ДП
Как видим, количество реализованных ОПЦ на момент разрушения составило N =28.
Строим кривую безотказности по наработке МЦУ, она представлена на рисунке 12, данные для построения – в таблице 8.
Таблица 8 – Определение коэффициента запаса долговечности по МЦУ
N | nмцу |
1000 | 41,9047619 |
5000 | 8,380952381 |
10000 | 4,19047619 |
15000 | 2,793650794 |
20000 | 2,095238095 |
25000 | 1,676190476 |
30000 | 1,396825397 |
40000 | 1,047619048 |
50000 | 0,838095238 |
60000 | 0,698412698 |
68900 | 0,608196835 |
80000 | 0,523809524 |
Нормированный запас долговечности по критерию МЦУ .
Рисунок 12 – Кривая безотказности лопатки по наработке МЦУ
Как видим, на момент разрушения количество реализованных ОПЦ составило N=4200.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы был проведен расчет теплонапряженного состояния среднего сечения рабочей лопатки первой ступени турбины высокого давления двигателя Д-336, в результате чего было получены поля температур и напряжений по среднему сечению лопатки, найдена критическая точка, расположенная в охлаждаемом канале,– точка с минимальным запасом прочности (без учета ползучести).
Целью второй части данной курсовой работы является оценка ресурсов лопатки по критериям длительной прочности (ДП) и малоцикловой усталости (МЦУ) на основании информации об обобщенном полетном цикле (ОПЦ) двигателя и полученных в первой части работы результатов по температурному и напряженному состоянию лопатки на базовом (номинальном) режиме. Во второй части работы были найдены время до разрушения лопатки на каждом режиме ОПЦ и суммарная повреждаемость лопатки за ОПЦ по критерию ДП. Для этого были построены кривые ДП для всех режимов ОПЦ и кривая Ларсона-Миллера для материала лопатки ЖС32. Был проведен расчет количества циклов до разрушения лопатки на основном цикле и подцикле ОПЦ, то есть повреждаемость лопатки на этих циклах и ее повреждаемость за ОПЦ по критерию МЦУ. Затем был определен ресурс лопатки при нормированном значении запаса прочности по критерию ДП . Он составил N =28 цикла. Ресурс лопатки при нормированном значении запаса долговечности по критерию МЦУ составил N=4200 циклов. При увеличении числа циклов запас долговечности уменьшается, что качественно было отображено на кривых безотказности лопатки.
|
|
Перечень ссылок
1. Конспект лекций по дисциплине «Теплонапряженное состояние и идентификация тепловых режимов элементов тепловых двигателей».
2. Лабораторная работа 1. «Определение пределов длительной прочности высокотемпературных конструкционных материалов». Кафедра 203, 2006г.
3. Лабораторная работа 2. «Расчеты повреждаемостей рабочей лопатки турбины по критериям ДП и МЦУ за ОПЦ». Кафедра 203, 2006 г.
4. Лабораторная работа 3. «Детерминированные оценки безотказности работы и ресурса лопатки». Кафедра 203, 2006г.
5. Методические указания к выполнению 2-й части расчетной курсовой работы по дисциплине «Теплонапряженное состояние и идентификация тепловых режимов элементов тепловых двигателей». Кафедра 203, 2010г.