Правовое регулирование оказания первой помощи сотрудником полиции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ.. 5

1.1 Правовое регулирование оказания первой помощи сотрудником полиции 5

1.2 Аспекты оказания первой доврачебной помощи сотрудниками органов внутренних дел. 10

2 ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЛИЦА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОПЬЯНЕНИИ.. 13

2.1 Действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. 13

2.2 Проблемы доставления полицией граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 24

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена исследованию нормативных актов, регламентирующих порядок оказания помощи полицией лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянении.

Исследуемый вопрос очень актуален сегодня, поскольку сотрудник полиции, в обязанности которого входит оказание первой помощи, сталкивается с проблемой правоприменения норм законодательства.

Основной целью данной работы является исследование методов и средств, которые используют сотрудники органов внутренних дел при оказании первой медицинской помощи лица, находящимся в опьянении. В данной работе перед нами стоят следующие задачи:

- изучить теоретическую базу по использованию основных методов и средств, сотрудниками полиции при оказании первой медицинской помощи;

- рассмотреть аспекты оказания первой доврачебной помощи сотрудниками органов внутренних дел;

- изучить действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения;

- обобщить проблемы доставления полицией граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Объектом научной работы являются общественные отношения, связанные применением и использованием средств, сотрудниками ОВД при оказании медицинской помощи. 

Предметом изучения являются действия сотрудников полиции, возникающие вследствие опьянения, а также способы оказания помощи.

Актуальность и практическая значимость выбранной темы Данная тема очень актуальна в сегодняшнее время. Сотрудники полиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязаны оказывать помощь.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Введение раскрывает актуальность, практическую значимость, определяет объект и предмет работы, цель, задачи, методы исследования и разработки научной работы. В заключении подводятся итоги, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Правовое регулирование оказания первой помощи сотрудником полиции

Зачастую по долгу службы именно сотрудники полиции оказываются на месте происшествия первыми.

Законодатель обязывает сотрудника полиции, согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» оказывать первую помощь пострадавшим, а в части 2 статьи 27 уточняет, что она оказывается гражданам, находящимся в опасном для их жизни и здоровья состоянии независимо от замещаемой должности, времени суток и места. Частью 4 статьи 19 Закона предусмотрено, что она оказывается в обязательном порядке лицам, получившим телесные повреждения, в отношении которых были применены физическая сила, специальные средства, либо огнестрельное оружие[1].

Следует признать, что обязанности для сотрудника полиции по оказанию первой помощи пострадавшим четко определены. Однако остается не ясным вопрос относительно сотрудников внутренней службы, сотрудников юстиции. В Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» среди прочих обязанностей для данных сотрудников отсутствует обязанность по оказанию первой помощи. Впрочем, в пункте 1 части 3 статьи 68 настоящего Закона идет упоминание о некой помощи лицу, находящемуся в беспомощном состоянии или в состоянии, опасном для жизни и здоровья, тем самым подразумевается, что сотрудник органов внутренних дел независимо от времени суток и места нахождении выполняет служебные обязанности. По смыслу этой статьи, сотруднику органов внутренних дел, получившему вред при выполнении служебных обязанностей, оказании помощи, предоставляются социальные гарантии и выплаты по возмещению вреда. Вот, пожалуй, и все, что законодатель определяет по изучаемому поводу в данном Законе, не указывая в перечне основных обязанностей конкретно оказание первой помощи.

Теперь, что касается ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Законодатель предусматривает уголовную ответственность за оставление в опасности и неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать. Итак, оставление в опасности имеет характер преступного деяния, за которое предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до одного года (ст. 125 УК РФ). При неоказании помощи (ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному») предусматривается наказание в виде заключения под арест на срок до четырех месяцев, а если следствием стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерть больного по неосторожности, то возможно лишение свободы на срок до четырех лет[2].

При рассмотрении данной статьи встает вопрос: какое отношение имеет сотрудник полиции к больному? Здесь, казалось бы, целесообразно говорить о медицинском работнике. Но обратимся к понятию «больной». Под этим понятием понимают следующее: это человек, страдающий каким-либо заболеванием, патологическим состоянием или иным нарушением здоровья, но не всегда обращающийся по этому поводу к врачам, тогда как больной, обратившийся за помощью к врачам, получающий медицинскую помощь, называется уже пациентом. Следует заметить, что формулировка данной статьи чаще всего обращает на себя внимание правоприменителей на действие или бездействие врачей, или иного медицинского персонала.

Рассматривая исторический аспект статьи «Неоказание помощи больному», обратим внимание на то, что с 1922 года субъектом преступления был врач, в 1926 году - лицо, занимающееся медицинской практикой, в 1960 году и по настоящее время - лицо, обязанное ее оказывать в соответствии с законом.

Сегодня, буквальное толкование статьи 124 УК РФ позволяет сказать о том, что субъектом преступления является лицо, обязанное в силу закона или специального правила оказывать помощь. Таким образом, это не только врач или иной медицинский персонал, но и сотрудник полиции, обязанный ее оказывать. Также законодатель не определяет неоказание только медицинской помощи больному.

А что законодатель понимает под первой помощью? Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет первую помощь как особый вид помощи, отличающийся от медицинской[3].

Перечень тех состояний, при которых необходимо оказывать первую помощь, и соответствующий алгоритм действий определены приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». В него включены: отсутствие сознания, дыхания, кровообращения, травмы, наружные кровотечения, ожоги, отморожение, отравления и другие состояния. Этот приказ определяет и необходимые мероприятия первой помощи, то есть определенные действия, как то: оценить обстановку и обеспечить безопасные условия деятельности, вызвать скорую медицинскую помощь, выполнить при необходимости реанимационные мероприятия до появления признаков жизни, остановку кровотечений, выявление у пострадавшего ранений, травм, отравлений и других состояний, опасных для жизни.

Заметим, что законодатель предусматривает уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности и тяжкого вреда по неосторожности. Поскольку для сотрудников полиции оказание первой помощи является обязанностью, то согласно части 2 статьи 109 и статье 118 УК РФ предусмотрена более высокая ответственность в случае ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей[4].

Что должен сделать сотрудник полиции в чрезвычайной ситуации, чтобы ему сказали «спасибо» и не привлекли к ответственности? Вопрос обострен тем, что сотрудник полиции не профессиональный медицинский работник и не имеет постоянной практики по оказанию первой помощи, поэтому испытывает неуверенность в наличии достаточного объема знаний, да и психологически не готов к оказанию первой помощи. Таким образом, из-за боязни причинить вред пострадавшему и сделать ошибку может уклониться от выполнения мероприятий по первой помощи.

Бесспорно, сотрудник полиции призван для защиты жизни и здоровья граждан. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ жизнь человека — это высшая ценность. Следовательно, стремление защитить эту ценность должно ставиться выше вероятной ошибки в ходе выполнения неотложных мероприятий по спасению, что даст пострадавшему возможность выжить.

Законодатель не признает правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица. При этом уточняет, что причиненный вред в ходе устранения опасности, которая не может быть устранена иными средствами, должен быть менее значительным, нежели предотвращенный (ст. 39 УК РФ, ст. 2.7. КоАП РФ)[5]. Так, в ходе оказания первой помощи при остроразвивающихся, угрожающих жизни состояниях, будь то бессознательное состояние, кровотечение, шок, отравление, утопление или другие неотложные состояния, неумышленное причинение вреда подпадает под признаки деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости. На защиту охраняемых законом интересов, а именно жизни или здоровья человека, направлено оказание первой помощи, учитывая при этом, что угроза жизни или здоровья не может быть устранена другими способами.

Необходимо помнить, что промедление при выполнении соответствующих мероприятий по оказанию первой помощи или вовсе бездействие, неумолимо ведет к летальному исходу пострадавшего. Но, к сожалению, нередко даже при оказании помощи лучшими медиками некоторые обстоятельства неотвратимо ведут к смерти пострадавшего.

Понимая риск и следуя правилу - прежде всего не навреди! - сотрудник полиции должен принять во внимание принцип осознания риска. Даже если риск присутствует, следует оказать первую помощь, которая может принести пользу. В случае нанесения вреда при оказании первой помощи следует оперировать понятиями большего и меньшего вреда.

В свою очередь, вспомним статью 1067 Гражданского кодекса РФ, где лицо, причинившее вред в состоянии крайней необходимости, для устранения опасности, также несет ответственность. Поэтому сотрудник полиции, оказывая первую помощь, действуя в условиях крайней необходимости и обоснованного риска, причинив при этом вред жизни и здоровью пострадавшего, может быть привлечен к гражданской (имущественной) ответственности. В ряде случаев в гражданском праве возмещению подлежит даже правомерно причиненный вред.

Другими словами, возможность привлечения сотрудника полиции, причинившего вред жизни или здоровью в ходе оказания помощи, к имущественной ответственности, также снижает частоту и объем оказываемой первой помощи.

Между тем сегодня в России отсутствуют судебные прецеденты, которые бы признавали возможность неумышленного причинения вреда жизни или здоровью пострадавшего при оказании первой помощи; акцентируем внимание ­- вреда, совершенного в состоянии крайней необходимости. Тем самым данное правоположение, которое отсутствует в основном нормативном акте, для сотрудников преодолело бы пробелы в законодательстве. Поэтому сотрудники полиции не информированы о том, что действие данной нормы распространяется на случаи причинения вреда при оказании первой помощи пострадавшим.

В заключение отметим, что одной из важнейших задач является концептуальная проработка нормативных актов, касающихся оказываемой сотрудниками полиции первой помощи лицам, находящимся в угрожающем для их жизни и здоровья состояниях. Необходимы разъяснения относительно возможности применения к таким деяниям, как неумышленное причинение вреда жизни или здоровью в ходе оказания первой помощи норм о крайней необходимости. И очень важно при обучении сотрудников полиции особое внимание уделить правовому аспекту оказания первой помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: