Гармонизация акцизов – установка между странами-членами ЕАЭС единого среднего значения акцизов, несмотря на разные уровни социально-экономического развития с целью предотвращения теневого обращения товаров.
В числе налоговых изменений, которые произойдут в 2019 году, будет и очередное повышение акцизов. В 2016 году был принят закон о повышении ставки №401-ФЗ от 30.11.2016, который закрепил в налоговом кодексе повышение акцизов на табачную продукцию, бензин, алкоголь. Недавно в Думе прошел три чтения проект Федерального закона № 301-ФЗ от 03.08.2018, который вносит новые поправки в 181 статью НК РФ. В список подакцизных товаров добавляются нефтяное сырье и темное судовое топливо, а также регламентируются ставки акцизов на табачные изделия с 01.01.2019 по 31.12.2021 (Таблица 2).
Оплата акцизов ограничивает сверхприбыли компаний, которые производят или торгуют товарами повышенного спроса. В нашей стране под этот способ косвенного налогообложения попали (статья 181 НК РФ часть 1 с поправками от 03.08.2018):
|
|
¾ этиловый спирт и дистилляты
¾ спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (кроме медицинских и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и виноматериалов)
¾ алкогольная продукция (в том числе пиво) с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента
¾ табачные изделия (в том числе электронные сигареты, жидкости и кальянный табак);
¾ легковые автомобили;
¾ мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)
¾ автомобильный и прямогонный бензин
¾ дизельное топливо
¾ моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей
¾ средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин
¾ нефтяное сырье (нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль, гудрон и мазут) и темное судовое топливо.
Акцизные сборы помогают собирать налоги, контролировать крупные корпорации. На деле получается, что мы оплачиваем из своего кармана, помимо НДС, еще и акциз.
Таблица 2
Ставки акцизов на табачные изделия
с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 в РФ [15, c. 40]
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения) | ||
с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно | |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный | 3 050 рублей за 1 кг | 3 172 рубля за 1 кг | 3 299 рублей за 1 кг |
Сигары | 207 рублей за 1 штуку | 215 рублей за 1 штуку | 224 рубля за 1 штуку |
Сигариллы (сигариты), биди, кретек | 2 938 рублей за 1 000 штук | 3 055 рублей за 1 000 штук | 3 177 рублей за 1 000 штук |
Сигареты, папиросы | 1 890 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук | 1 966 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 671 рубля за 1 000 штук | 2 045 рублей за 1 000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 778 рублей за 1 000 штук |
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания | 5 808 рублей за 1 кг | 6 040 рублей за 1 кг | 6 282 рубля за 1 кг |
Электронные системы доставки никотина | 48 рублей за 1 штуку | 50 рублей за 1 штуку | 52 рубля за 1 штуку |
Жидкости для электронных систем доставки никотина | 12 рублей за 1 мл | 13 рублей за 1 мл | 14 рублей за 1 мл |
Цены на акцизные товары растут не только из-за инфляции, удорожания производства или транспортировки. Государство искусственно поднимает их стоимость, повышая пошлины. Летом 2018 года на 10% увеличили размер акцизной ставки на табачные изделия, еще одно повышение будет в начале 2019 года. С 2010 года стоимость пачки сигарет выросла на 40-55%, а на их покупку семьи тратят около 10% бюджета.
|
|
Таблица 3
Динамика цен на акцизные товары [13, c. 41]
Год | Цена за 1000 штук |
2015 | 960 + 11 % от стоимости |
2016 | 1250 + 12% |
2017 | 1420 + 13% |
2019 | 1890 + 14,5% |
В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9% [16, c. 37].
Любую статистику можно трактовать двояко. Независимое исследование, которое по заказу крупных производителей табачных изделий провела компания «TNS Россия», говорит о том, что в 11 раз увеличились объемы продаж контрафакта. Нелегальные табачные изделия, на которых есть российская маркировка, но нет акцизных марок, раньше занимали 0,7% продаж, а на конец 2017 года достигли 4,9%, на сегодняшний день его оценивают в 7,7% [11, c. 18].
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАВОК АКЦИЗОВ
НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС
В ПРЕДДВЕРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТАБАЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ