Евразийское табачное урегулирование

 

В Евразийском экономическом союзе, Россия, Армения, Белоруссия, Киргизия и Казахстан, с 2024 года установят единый акциз на сигареты. Как известно, такое решение было принято по итогам заседания недавнего, ноябрьского, Евразийского межправительственного совета.

    Переговоры о гармонизации акцизных ставок в ЕАЭС стартовали ещё в 2012 году. Странно было бы отрицать, что больше всего оснований не желать гармонизации ставки акциза в ЕАЭС было у Беларуси. Дело в том, что в Белоруссии делят сигареты сразу на две ценовые категории. Для дешевых табачных изделий действует низкая ставка, что позволяет поставлять их в Россию и Европу по конкурентным ценам [21, c. 15].

    С 1 января начавшегося года ставка акциза на сигареты и папиросы в России выросла на 10,01% до 1890 рублей за 1000 штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2568 руб. за 1000 шт.). В Казахстане аналогичная ставка составляет 21 евро, в Киргизии – 16 евро, в Армении – 15 евро, а в Беларуси и вовсе колеблется в диапазоне от 3-х до 23-х евро за 1000 сигарет. Из этих данных логично следует, что табачные изделия в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Евразийскому блоку. Когда в Киргизии цена одной пачки составляет в среднем 53 рубля, в Армении – 50, а в Беларуси вообще 32, то в России это целых 105 рублей. Разница, как видите, весьма существенная [22, c. 35].

Из-за притока более дешевых сигарет из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья, а также распространения нелегальной продукции черный рынок в России вырос в III квартале 2018 года до 8,4% по сравнению с 4,5% в аналогичном периоде года 2017-го.

Согласно статистическим данным, в июне-августе 2018 года было проведено исследование по заказу четырех крупнейших табачных компании на российском рынке (JTIl, Philip Morris, «Бат Россия», Imperial Tobacco) путем отбора 15 тысяч пустых пачек из-под сигарет в 89 городах России, а также 3 тысяч 157 пачек в 22 населенных пунктах поблизости от границы с Белоруссией, Украиной и Казахстаном [23, c. 58].

    Здесь следует подчеркнуть, что к нелегальной была отнесена продукция, с которой не уплачен акциз в бюджет России. Речь идёт о сигаретах, произведенных в странах Евразийского экономического союза и дальнего зарубежья, включая продукцию, поступающую в Россию транзитом через территорию стран ЕАЭС; контрафактных сигаретах, недорогой продукции небольших отечественных производителей без акцизных марок и с предположительно поддельными акцизными марками, а также о продукции для магазинов беспошлинной торговли.

    По данным исследователей, каждая пятая сигарета, проверенная на юго-западных рубежах России – нелегальная. Доля подделок и контрабанды в этом регионе за прошлый год увеличилась с 12% до 17,6%. На границе с Казахстаном доля нелегальных сигарет также выросла – с 6,6% до 10,9% [27, c. 55].

    Примечательно и то, что самая высокая доля нелегальной продукции зафиксирована в российских городах с населением от 100 до 500 тысяч человек, в которых доля её составляет 12,4%. Самый низкий процент контрабанды и контрафакта – в городах-миллионниках (5,9% продаж). В целом же по России распространение нелегальной табачной продукции приобретает неконтролируемый характер. Ущерб экономике страны увеличивается прямо пропорционально росту доли теневого рынка сигарет и по экспертным оценкам в 2018 году он составил около 60 миллиардов рублей [28, c. 38].

Государства — члены Евразийского экономического союза договорились уравнять принципы ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Ожидается, что это поможет в борьбе с нелегальными поставками сигарет в страны, где акциз выше.

К соглашению о гармонизации ставок акцизов государства — участницы ЕАЭС пытаются прийти с 2012 года. Как сообщили в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в конце ноября 2018 года члены союза достигли договоренностей по этому вопросу впервые.

    Планируется, что с 2024 года при расчете локальных ставок акциза на сигареты участницы ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тысячу сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. В Минфине РФ пояснили, что сейчас идет внутригосударственное согласование [20, c. 51].

    Разница в налогах с соседними странами —рост серого рынка в России: доля контрафакта и контрабанды табака за год удвоилась. Например, в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года [24, c. 33].

Из всех стран, которые входят в ЕАЭС, в России сейчас действуют самые высокие ставки акциза на сигареты — около 25 евро за 1000 сигарет с 1 января этого года. Для сравнения: в Беларуси — 8,5−24,5 евро за тысячу штук (для каждой из трех ценовых категорий установлена своя ставка), Казахстане — 21 евро, Киргизии — 16 евро, Армении — 15 евро. Из-за более высоких ставок акциза розничные цены на сигареты для россиян выше, чем для жителей других стран союза. Это стало одной из причин роста серого рынка. В этой ситуации Россия подняла вопрос выравнивания ставок акциза в ЕАЭС [25, c. 62].

Белоруссия с большой вероятностью воспользуется нижней планкой ставок акциза, усредненную или повышенную выбирать нецелесообразно, сигареты тогда будут еще дороже. При условии, что ставки акциза составят 28 евро за 1000 сигарет, белорусы, которые покупают сигареты третьей ценовой группы, то есть самые дорогие, почувствуют подорожание не так сильно, как те, кто выбирает самые дешевые марки или средней цены [28, c. 47].

В выравнивании табачных налогов в ЕАЭС ничего плохого нет, вопрос только в размере индикативной ставки и обдуманных подходах по ее установлению, учитывающих все факторы внутренней и внешней среды. Поскольку производитель не против гармонизации. Вероятно, рассматривая вопросы унификации ставок акцизов на табачные изделия, в рамках ЕАЭС обсуждаются и другие вопросы введения единых условий для всех стран — участниц союза, таких как цены на газ, нефть, уровень доходов населения и прочее, ведь у нас одно экономическое пространство.

Если Беларусь перестанет обеспечивать свой рынок продукцией, которая по карману населению, «обязательно найдутся доброжелатели со стороны, которые помогут это сделать». Из Объединенных Арабских Эмиратов, Румынии, Сербии, Болгарии, Украины могут начать активно поставлять сюда контрабанду. Даже китайцы перенесли производство сигарет в Европу, чтобы упростить логистику.

Белорусские производители и импортеры сигарет могут каждый месяц декларировать максимальные розничные цены на сигареты и другие табачные изделия. Как правило, с 1 числа повышаются цены на те или иные сигареты и вводятся в продажу новые марки.

В России установлены минимальные и максимальные цены на сигареты. При этом, по статистике, из-за конкуренции больше 90% сетевых и больше 50% традиционных магазинов продают табак ниже максимальной розничной цены, которая указана на пачке. В России в прошлом году обсуждалось, чтобы минимальные цены на сигареты установить на уровне максимальных.

При этом цена на сигареты в России заметно выше, чем в Беларуси. К примеру, максимальный ценник на сигареты Pall Mall Superslims Blue, которые ввозит в страну компания «Беларусьторг», составляют 0,75 рубля, а на те, которые производит компания «Гродненская табачная фабрика «Неман» — 1,47 рубля. В России максимальный ценник на эти сигары варьируется от 3,5 до 4,1 рубля в зависимости от производителя или импортера (все суммы в российских рублях переведены в белорусские рубли по курсу Нацбанка на 23 января 2018 г.) [29, c. 9].

Таблица 4

Отличие максимальных цен на сигареты в Беларуси и России (в белорусских рублях)[31]

  Беларусь Россия
Camel Silver 2,1−2,25 1,68−3,89
Dunhill Red 2 5−5,5
KENT SILVER 3,15 4,5−5,1
Pall Mall Superslims Blue 0,75−1,47 3,5−4,1
Winston XS Silver 0,92−2,83 1,5−4,1
Sobranie Blacks 3,18−3,8 2,5−5,1
MARLBORO RED 3 2−5,3
MACKINTOSH 10,5 9,6−22,3

 

Для сравнения: в Казахстане власти устанавливают минимальные розничные цены на сигареты, а максимальные — нет. Так, с 1 января этого года сигареты в этой стране не могут стоить меньше 2,2 рубля. Каждые полгода эта сумма будет повышаться на 11 копеек и на 1 июля 2020 года составит почти 3 рубля [32].

Сегодня в России самая высокая ставка акцизов на сигареты из всех стран ЕАЭС. При этом уже существует глобальная проблема быстро растущего нелегального рынка табачной продукции. Это связано прежде всего с тем, что население не имеет материальной возможности приобретать официальный товар, именно поэтому потребитель идет к черным торговцам.

Необходимо обратить внимание на то, что средние зарплаты по странам в ЕАЭС отличаются. Самое высокое благосостояние в России. В Казахстане и Беларуси доходы населения примерно на треть скромнее, а в Армении и Кыргызстане еще ниже.

    Если ввести единую индикативную ставку 35 евро, то могут быть серьезные последствия. Черный рынок, который сейчас ограничен территорией России, может расшириться до масштабов ЕАЭС.

На основании ст. 181 НК РФ кальянный табак включен в список подакцизных товаров и подлежит налогообложению в общем порядке. В статье разберем, как рассчитать акциз на табак для кальянов в 2018 году, как начислить и уплатить акциз на кальянный табак, а также расскажем о динамике повышения акцизных ставок на табак для кальянов в 2018 – 2021 годах [30].

Действующие положения НК РФ включают кальянный табак в перечень подакцизных товаров, наряду с табаком трубочным, курительным, жевательным, сосательным и нюхательным. Для данной группы подакцизных товаров установлена единая ставка акциза, измеряемая в твердой форме (в рублях) в отношении к 1 килограмму продукции.

Операции с кальянным табаком, подлежащие налогообложению акцизом, утверждены в ст. 182 НК РФ. Согласно нормативному документу, акциз оплачивают следующие субъекты хозяйствования:

- Импортеры кальянного табака, ввозящие подакцизный товар на таможенную территорию РФ. Операцией, подлежащей налогообложению, выступает импортный ввоз кальянного табака, подтвержденный таможенной декларацией.

- Производители подакцизного товара. Обязательство по начислению акциза возникает у производителей кальянного табака, в том числе при условии, что подакцизный товар изготовлен из давальческого сырья. Основанием для налогообложения выступает передача производителем готовой продукции собственному структурному подразделению для реализации, переработки (в том числе изготовления неподакцизного товара), собственного потребления, подтвержденного актом приема-передачи. Также акцизом облагается операция по реализации производителем кальянного товара конечному потребителю либо посреднику для реализации.

- Реализаторы кальянного табака. Организации и предприятия, приобретающие кальянный табак, произведенный на территории РФ либо ввезенный согласно таможенной процедуре экспорта, признаются плательщиками акцизного сбора. Подакцизной операцией признается передача товара на торговую точку для последующей реализации (на основании акта приема-передачи).

Для акциза на табак (в том числе кальянный) предусмотрена твердая ставка в рублях за килограмм подакцизного товара, подлежащего налогообложения.

Акцизные ставки на табачную продукцию постоянно повышаются, акциз на кальянный табак – не исключение. На основании ФЗ-199 от 19.07.2018 Правительством установлены прогрессивные ставки акциза, предусматривающие ежегодное повышение акциза на кальянный табак на 10% с 2019 года [14, c. 76]:

- с 01.07.2018 года – 2.772 руб.;

- с 01.01.2019 года – 3.050 руб.;

- с 01.01.2020 года – 172 руб. 03.08.2018 года.

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в ст. 193 НК РФ, который утверждает установленную динамику повышения ставок акциза на кальянный табак вплоть до 2021 года.

 

Таблица 5

Обобщенная информация о ставках акциза на кальянный табак, действующий в период с 01.07.2018 года по 31.12.2021 года [6, c. 58]

Подакцизный товар Ставка акциза с 01.07.2018 г. Ставка акциза в 2019 г. Ставка акциза в 2020 г. Ставка акциза в 2021 г.
Табак для кальянов 2 772 руб./кг 3 050 руб./кг 3 172 руб./кг 3 229 руб/кг

 

При расчете акциза на кальянный табак учитываются подакцизные операции, осуществленные субъектом хозяйствования в течение расчетного периода – календарного месяца.

Таким образом, производитель подакцизного товара, который в течение месяца передал готовую продукцию структурному подразделению для последующей переработки, а также поставил товар на торговую точку для последующей реализации, рассчитывает акциз суммированно по всем подакцизным операциям.

Для расчета акциза на табак для кальянов используется формула [13, c. 81]:

Акцизтабак для кальянов = ПодакцизТов * Ставку = Вычеты,

 

где Акциз табак для кальянов – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте кальянного табака;

ПодакцизТов – количество подакцизного товара, введенного/произведенного/реализованного в течение отчетного периода (календарного месяца), исчисляемое в килограммах;

Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;

Ставка – ставка акциза, действующая в отношении килограмма кальянного табака.

На основании ст. 200 НК РФ, плательщики акциза могут уменьшить сумму налогового платежа, использовав право на применение налоговых вычетов. НК предусматривает, что акцизный сбор, начисленный к уплате, может быть уменьшен на сумму акциза, уплаченного поставщику в составе стоимости продукции.

Основанием для применения налогового вычета могут выступать первичные документы, подтверждающие факт поставки и оплаты подакцизного товара, в стоимость которого включен акцизный сбор (счет-фактура).

 Начисление акциза на кальянный табак производится по общему правилу, а именно в момент наступления первого из событий [30, c. 41]:

- импорт товара на таможенную территорию РФ;

- передача произведенной продукции структурному подразделению для переработки, реализации, использования в личных целях, либо реализация покупателю (посреднику или конечному потребителю);

- реализация товара посредником (передача приобретенного кальянного табака на торговую точку для последующей реализации).

Дата подакцизной операции определяется на основании первичных документов (таможенная декларация, акт приема-передачи).

Расчетный период для исчисления суммы акциза – календарный месяц. Срок уплаты акциза – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (за сентябрь 2018 года – до 25.10.2018 года).

Организации и предприниматели, совершающие подакцизные операции с табаком для кальянов, освобождены от исчисления и уплаты авансовых платежей по акцизу.

Основанием для перечисления суммы акциза в бюджет является налоговая декларация, предоставленная налогоплательщиком в территориальный орган ФНС по месту регистрации.

Организации и ИП, признающиеся плательщиками акцизного сбора на кальянный табак, заполняют декларацию по форме КНД 1151074.

Срок подачи налоговой декларации по акцизу на кальянный табак – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (за октябрь 2018 – до 25.11.2018 года).

Плательщики акцизного сбора на кальянный табак, нарушившие срок предоставления налоговой декларации, могут быть привлечены к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5% от начисленной суммы налога по декларации, но не менее 1.000 руб. и не более 30% от размера акцизного сбора за отчетный период [33, c. 82].

При нарушении сроков оплаты акциза (недоплата, оплата с просрочкой, занижение налоговой базы, т.п.) нарушителю грозит штраф в размере 20% от суммы неустойки, а также пеня, начисленная за каждый день просрочки платежа[34, c. 66].

Россия в это время пошла по пути интенсивного роста ставок акцизов по рекомендациям Евросоюза и Всемирной организации здравоохранения, и стали появляться проблемы с нелегальным рынком.

В этой ситуации стоит перенять опыт той страны, у которой получилось защитить свой рынок от контрабанды и контрафакта, то есть Беларуси.

Беларусь — основной поставщик нелегальной продукции на российский рынок. Однако в самой России из-за быстрого темпа роста акцизов, который несоизмерим с увеличением доходов населения, начало развиваться другое направление черного рынка — производство контрафакта.

В России во времена Советского Союза было более 120 табачных фабрик, по большей части предприятия регионального уровня. Когда СССР развалился и рынок захватили транснациональные корпорации, их осталось с десяток крупных, остальные не выдержали конкуренции и закрылись. Но оборудование с них никуда не делось, его не продавали. Оно осталось там, стояло и ждало подходящего момента. То есть производственные мощности в стране есть [34, c. 72].

На вторичном рынке купить какое-то дешевое оборудование для производства сигарет сейчас не составляет никаких проблем.

Таким образом, увеличение черного рынка табачных изделий может привести к тому, что официальные производители начнут закрываться. А это и сокращение количества рабочих мест, и уменьшение поступлений налогов в бюджет государства. Не будет продаваться произведенное на табачных фабриках — не будет у них прибыли. В итоге производство придется продавать. А табачные фабрики платят огромные суммы налогов.

При едином таможенном пространстве, едином пространстве оборота товаров разные цены существовать в принципе не могут, выравнивание цен и акцизов — неизбежный процесс.

Во-первых, для того, чтобы цены были разными, надо вводить специальные запреты на свободное движение товаров. Это противоречит идее единого экономического и таможенного пространства.

Во-вторых, даже эти административные запреты очень плохо работают, потому что возникает такой процесс, как контрабанда. Объем этой контрабанды сложно оценить.

За счет низких налогов в Беларуси можно купить сигареты намного дешевле и продать в России дороже, но все равно по более низкой цене, чем российские аналоги с высоким акцизом.

В идеале внутри единого таможенного пространства вообще не должно существовать такое понятие, как контрабанда, но де-факто оно существует. Это вызывает обоснованное недовольство тех, у кого эти акцизы выше. Поэтому в первую очередь потребителям табачной продукции, уравнивание акцизов — вынужденный шаг, у которого нет альтернатив. Это же касается любых товаров, и особенно тех, которые легко в одном месте купить, а потом перевезти и продать в другом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За время существования Евразийского экономического союза все государства-члены Союза пришли к формированию единого перечня табачных изделий, облагаемых акцизом, а в дальнейшем планируется установление единого уровня ставок акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию.

Сегодня в России самая высокая ставка акцизов на сигареты из всех стран ЕАЭС. Это связано, прежде всего, с тем, что население не имеет материальной возможности приобретать официальный товар, именно поэтому потребитель идет к черным торговцам.

Самое высокое благосостояние в России. В Казахстане и Беларуси доходы населения примерно на треть скромнее, а в Армении и Кыргызстане еще ниже.

    Если ввести единую индикативную ставку 35 евро, то могут быть серьезные последствия. Черный рынок, который сейчас ограничен территорией России, может расшириться до масштабов ЕАЭС.

К соглашению о гармонизации ставок акцизов государства — участницы ЕАЭС пытаются прийти с 2012 года.

    Планируется, что с 2024 года при расчете локальных ставок акциза на сигареты участницы ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тысячу сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. В Минфине РФ пояснили, что сейчас идет внутригосударственное согласование.

    Разница в налогах с соседними странами —роста серого рынка в России: доля контрафакта и контрабанды табака за год удвоилась. Например, в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

Из всех стран, которые входят в ЕАЭС, в России сейчас действуют самые высокие ставки акциза на сигареты — около 25 евро за 1000 сигарет с 1 января этого года. Для сравнения: в Беларуси — 8,5−24,5 евро за тысячу штук (для каждой из трех ценовых категорий установлена своя ставка), Казахстане — 21 евро, Киргизии — 16 евро, Армении — 15 евро. Из-за более высоких ставок акциза розничные цены на сигареты для россиян выше, чем для жителей других стран союза. Это стало одной из причин роста серого рынка. В этой ситуации Россия подняла вопрос выравнивания ставок акциза в ЕАЭС.

В Белоруссии продают сигареты трех ценовых категорий, для каждой из которых установлена отдельная ставка акциза. Так, для первой ценовой категории с 1 января этого года ставку подняли до 20,71 рубля (в 2018 году было 18,83 рубля), второй категории — до 52,21 рубля (было — 47,46 рубля), для третьей — до 59,86 рубля (было — 54,42 рубля). При этом на второе полугодие власти планируют поднять ставки акциза на 4,7%.

Предполагается, что страны ЕАЭС с 2024 года при расчете ставок акциза на национальном уровне должны отталкиваться от индикативной ставки (среднего значения) в 35 евро за 1000 сигарет. При этом ее можно изменять — как повышать, так и понижать в пределах 20%. Получается, ставка акциза может быть в диапазоне от 28 до 42 евро за 1000 сигарет.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: