Сертификация – это сравнительно новая специальная функция управления качеством продукции, возникшая на почве пока еще существующей у основной массы потребителей неуверенности в том, что свойства, параметры качества предлагаемой продукции соответствуют установленным или объявленным значениям. Эта функция управления качеством создана для защиты прав и интересов потребителя.
В качестве основополагающего понятия в данной области используется термин подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия продукции (услуг), процессов, систем качества требованиям технических регламентов, стандартов и условиям договоров – важнейшая функция менеджмента качества.
В РФ подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Эта процедура может осуществляться в форме принятия декларации о соответствии (на основании собственных доказательств производителя, подкрепленных в ряде случаев доказательственными материалами независимого органа) или обязательной сертификации.
Их состав определяется соответствующим техническим регламентом и может включать техническую документацию, результаты собственных исследований, измерений и испытаний и другие документы.
Если декларирование соответствия на основании собственных доказательств приводит к недостижению целей подтверждения соответствия, то используется схема подтверждения соответствия с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны может выступать орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория, которые представляют дополнительно протоколы испытаний, измерений или сертификат на систему качества.
Процедура сертификации производится независимой организацией (органом по сертификации) и предусматривает испытания сертифицируемой продукции в аккредитованных лабораториях. Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Соответствие продукции нормативным требованиям документально подтверждается сертификатом соответствия.
Организационную структуру государственной системы сертификации (рис. 3.1) образуют:
· национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);
· органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах;
· аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
· изготовители и (или) поставщики продукции.
Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуг или систем качества осуществляется в форме добровольной сертификации и служит средством укрепления позиций фирмы на рынках сбыта.
Порядок сертификации продукции предусматривает:
· подачу заявки на сертификацию;
· принятие решения по заявке органом по сертификации, выбор схемы сертификации;
· отбор образцов и их испытания;
· оценку производства и/или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);
· анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;
· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
· осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (не реже 1 раза в год);
· корректирующие мероприятия при нарушениях.
Итак, сертификация системы качества – это действие третьей, независимой стороны, доказывающее, что система качества организации соответствует нормативным документам. Как правило, сертификация систем менеджмента качества проводится на соответствие стандарту ИСО 9001.
Объектами проверки и оценки в данном случае являются:
· деятельность по управлению и обеспечению качества,
· состояние производственной системы,
· качество продукции (услуги).
Процедуры сертификации систем качества предусматривают:
1) подачу предприятием заявки в орган по сертификации и получение от него анкеты-вопросника;
2) представление предприятием в орган по сертификации заполненной анкеты-вопросника и других документов (руководство по качеству, перечень документов системы качества и др.);
3) предварительную оценку готовности предприятия к сертификации системы качества (на основе анализа полученных документов);
4) разработку программы работ по сертификации (распределение обязанностей между членами комиссии, подготовка рабочих документов);
5) проведение сертификации с выдачей (или отказом в выдаче) сертификата;
6) последующее проведение инспекционных проверок для подтверждения выданного сертификата (плановый контроль – не реже одного раза в год, внеплановый – в случае поступления рекламаций потребителей по качеству продукции, существенных изменений технологии производства, организационной структуры, финансового положения или элементов системы качества).
Работы по сертификации систем качества в России ведут региональные органы Госстандарта, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) и ряд других самостоятельных органов и ассоциаций.






