Сертификация как форма подтверждения соответствия

Сертификация – это сравнительно новая специальная функция управления качеством продукции, возникшая на почве пока еще существующей у основной массы потребителей неуверенности в том, что свойства, параметры качества предлагаемой продукции соответствуют установленным или объявленным значениям. Эта функция управления качеством создана для защиты прав и интересов потребителя.

В качестве основополагающего понятия в данной области используется термин подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия продукции (услуг), процессов, систем качества требованиям технических регламентов, стандартов и условиям договоров – важнейшая функция менеджмента качества.

В РФ подтверждение соответствия может носить обязательный и добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Эта процедура может осуществляться в форме принятия декларации о соответствии (на основании собственных доказательств производителя, подкрепленных в ряде случаев доказательственными материалами независимого органа) или обязательной сертификации.

Их состав определяется соответствующим техническим регламентом и может включать техническую документацию, результаты собственных исследований, измерений и испытаний и другие документы.

Если декларирование соответствия на основании собственных доказательств приводит к недостижению целей подтверждения соответствия, то используется схема подтверждения соответствия с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны может выступать орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория, которые представляют дополнительно протоколы испытаний, измерений или сертификат на систему качества.

Процедура сертификации производится независимой организацией (органом по сертификации) и предусматривает испытания сертифицируемой продукции в аккредитованных лабораториях. Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Соответствие продукции нормативным требованиям документально подтверждается сертификатом соответствия.

Организационную структуру государственной системы сертификации (рис. 3.1) образуют:

· национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ);

· органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах;

· аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

· изготовители и (или) поставщики продукции.

Добровольное подтверждение соответствия продукции, услуг или систем качества осуществляется в форме добровольной сертификации и служит средством укрепления позиций фирмы на рынках сбыта.

Порядок сертификации продукции предусматривает:

· подачу заявки на сертификацию;

· принятие решения по заявке органом по сертификации, выбор схемы сертификации;

· отбор образцов и их испытания;

· оценку производства и/или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);

· анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

· выдачу сертификата и лицензии на применение знака со­ответствия;

· осуществление инспекционного контроля за сертифици­рованной продукцией (не реже 1 раза в год);

· корректирующие мероприятия при нарушениях.

Итак, сертификация системы качества это действие третьей, независимой стороны, доказывающее, что система качества организации соответствует нормативным документам. Как правило, сертификация систем менеджмента качества проводится на соответствие стандарту ИСО 9001.

Объектами проверки и оценки в данном случае являются:

· деятельность по управлению и обеспечению качества,

· состояние производственной системы,

· качество продукции (услуги).

Процедуры сертификации систем качества предусматривают:

1) подачу предприятием заявки в орган по сертификации и получение от него анкеты-вопросника;

2) представление предприятием в орган по сертификации заполненной анкеты-вопросника и других документов (руководство по качеству, перечень документов системы качества и др.);

3) предварительную оценку готовности предприятия к сертификации системы качества (на основе анализа полученных документов);

4) разработку программы работ по сертификации (распределение обязанностей между членами комиссии, подготовка рабочих документов);

5) проведение сертификации с выдачей (или отказом в выдаче) сертификата;

6) последующее проведение инспекционных проверок для подтверждения выданного сертификата (плановый контроль – не реже одного раза в год, внеплановый – в случае поступления рекламаций потребителей по качеству продукции, существенных изменений технологии производства, организационной структуры, финансового положения или элементов системы качества).

Работы по сертификации систем качества в России ведут региональные органы Госстандарта, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) и ряд других самостоятельных органов и ассоциаций.




double arrow
Сейчас читают про: