Основные требования по оснащению логопедического кабинета

Нарушения средств общения.

1.Фонетическое нарушение речи (ФНР), или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звукослоговая структура слова).

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  2. Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи. Встречается при таких речевых нарушениях: выход из моторной или сенсорной алалии; задержка речевого развития; речевые нарушения невыясненного патогенеза.
  3. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. У таких детей: значительное позднее появление речи; ограниченный словарный запас; грубое нарушение грамматического строя; выраженные недостатки звукопроизношения; речь детей малопонятна.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения:

Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.

5 Особенности строения и фукционирования центрального отдела речевого аппарата.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикулярным мышцам.

Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

  1. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
  2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк;
  3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца;
  4. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;
  5. Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

6 Особенности строения и фукционирования периферического отдела речевого аппарата.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей, а также диафрагма и мышцы брюшного пресса.

Благодаря этому отделу мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха, которая является основой для звуко и голосообразования.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками

. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.'Этот отдел необходим для образования голоса.




Артикуляционный аппарат.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными

Губы представляют собой очень подвижное образование.

Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта.

Щеки, как и губы, являются мышечным образованием..

Твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости.

Мягкое небо

Служит продолжением твердого неба, представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской (она регулирует величину и направления воздушного потока из гортани). При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. Она идет через ротовую или носовую полость. Если мягкое небо опущено, то воздух попадает в носовую полость, если поднято, то в ротовую полость.

Язык – это массивный мышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов. Верхняя и нижняя дуга, влияют на артикуляцию.

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Этот отдел является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

7Понятие фонемы. Образование звуков речи.

Фоне́ма «звук» — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического илиграмматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

  • при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
  • при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);
  • при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвистыН. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.

2. Гласные — это чисто тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук.

3. Согласные характеризуются наличием шума. Шум — это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

8 Оборудование кабинета логопеда. Логопедическая документация.

Размещение и площадь кабинета должны соответствовать инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений (согласно Положению о детских садах для детей с недостатками развития). Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными (городскими и районными) отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа.

На двери кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

Основные требования по оснащению логопедического кабинета.

В кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы по звукопроизношению, оно должно висеть возле окна со специальным освещением, свет должен падать слева от ребенка, должна быть штора. 2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в кабинете. 3. Шкафы для наглядных пособий, дидактического материала и учебной литературы. 4. Индивидуальные зеркала по количеству детей, размером 9 х 12см. - не менее 10шт. 5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы, два стула для ребенка и логопеда. Во время индивидуальных занятий логопед не должен сидеть на высоком стуле. 6. Набор зондов, шпатели. 7. Настенная касса букв. 8. Навесная доска (лучше всего магнитная), на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета. 9.Наглядный материал по развитию (мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия, моторики рук, звукопроизношения), систематизированный (предметные картинки, картинки с действием, сюжетные картинки, картинки для составления описательных рассказов, игрушки для составления рассказов) и сложенный в специальные ящики. 10. Наглядный материал для обследования речи детей. 11. Учебные пособия в виде карточек, альбомы для работы над звукопроизношением. 12. Материалы детского речевого творчества:- рассказы, истории, придуманные детьми;- журналы, сказки, стихи – результат творчества детьми. 13. Различные речевые игры. 14. Технические средства обучения:- наличие системы звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей (звуки улицы, природы – шум дождя, ветра и т.д.);- наличие компьютера (либо доступ к общему компьютеру);- цифровые информационные носители (аудио- и видеокассеты, диски). 15. Методическая литература:- комплексная, коррекционная программа;- методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда. 16. Полотенце, мыло, салфетки, вата. 17. Стол, стул для работы логопеда с документацией, проведение индивидуальной консультации родителей. 18. Настенные часы.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены картины, плакаты, не связанные с коррекционным процессом обучения, так как они могут отвлекать внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Весь материал: игры, игрушки – доступен для пользования детьми и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. В кабинете должно быть чисто, комфортно и уютно.

Документация логопеда ДОУ. - Годовой план организации коррекционно-педагогической работы;- Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ - График работы учителя-логопеда;- Паспорт кабинета;- Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете;- Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года);- Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и воспитателями детского сада, за прошедшие три года;- Расписание логопедических занятий на I-II полугодие учебного года, заверенное заведующим;- Инструкция по технике безопасности.Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми. 2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 3 до 7 лет). 3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи. 4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. 5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи). 6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. 7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей. 8. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

9 Понятие биологический слух, слуховое внимание. Речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие. В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т.е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха (СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ). Человек воспринимает колебания частотой от 10-20 Гц до 20кГц.
Важной характеристикой слуха является СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ. — это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений..
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА в современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Речевой слух - это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

10

Обследования состояния зукопроизношения.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом. логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки. особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако вречи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвостю,

Для обследования подбирают специальные картинки — предметные и сюжетные.

Обследование слоговой структуры слова. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры—со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный

перечень таких слов:

медведь абрикосы аквариум под мухомором

дверь проспект демонстрация регулировщик

трамвай скатерть холодильник телевизор

верблюд ласточка перекресток со сковородки

сахарница хворост фотографироваться Обследование фонематического восприятия. С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разный по смыслу, например: жук—сук, том—дом ком, дом—сом, мишка—миска, коза—коса, Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша—Даша—каша; Паша—наша ваша; тень—день, день—пень; бак—лак—мак—так—рак; лук—сук—тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимание слуховой памяти.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: