Вопрос 12. Обследование слоговой структуры

Обследование слоговой структуры слова – это часть логопедического обследования ребенка. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать проводить коррекционную работу. Они проявляются в перестановке звуков и слогов (древь вместо дверь, сомола вместо солома), в сокращении слогов (молоток - моток), в опускании их (стул - туль) или добавлении (комната – комонамата, стол - сытол).

Для обследования слоговой структуры подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Сначала ребенок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.

Примерный перечень картинок: книга, клубника, скамейка, стрекоза, термометр, трамвай, колобок и т.д.

Для обследования детей 3-х лет предлагается 1, 2 и 3 сложные слова. Детям более старшего возраста предлагаются различные типы слов. После 5 лет детям дается задания повторить предложения: Водопроводчик чинит водопровод. На перекрестке стоит милиционер. Детям школьного возраста предлагается чтение и списывание сложных слов и предложений, а также запись их под диктовку, чтение скороговорок. Важно отметить у ребенка, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается из усвоенных звуков или неусвоенных; какие слоговые структуры сформированы, а какие нет; составляется протокол обследования.

Вопрос 13. Дислалия. Основные формы.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной инервации мышц речевого аппарата. По этиологическому признаку делится на:

  1. Механическая (или органическая) вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, а именно, костно-мышечного строения.

Причины: Короткая подъязычная связка; язык (длинный, короткий, толстый, тонкий); особенности строения челюсти – прогнотия, когда верхняя челюсть сильно выдвигается вперед, прогения. Когда нижняя челюсть выдвигается вперед. Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюсти остается промежуток (передние зубы не смыкаются); боковое открытие (левостороннее, правостороннее, двустороннее). Неправильное строение зубного ряда, неправильное строение неба и особенности строения губ (подвижность, губно-небные звуки, губно-зубные).

  1. Функциональная.

Причины: неправильное восприятие ребенком речи в семье; долгое время ребенок подражает речи окружающих; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического звука (ребенок не воспринимает звуки – пример: звонкие и глухие, твердые и мягкие).

  1. Мономорфная. Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, С и Ц).
  2. Полиморфная. Если дефекты распространяются на 2 и более артикуляционные группы, то это разные артикуляционные уклады групп (Р, Ш, З).
  3. Акустико-фонематическая. Дефекты звукового оформления речи обусловлены избирательной несформированностью, операции по переработке фонем по акустическим параметрам, сенсорным звеньям механизмов восприятия речи. В основе формы лежит недостаточная сформированность слуха.
  4. Артикуляторно-фонематическая. Дефекты речи обусловлены несформированностью операции отбора фонем по их артикуляторным параметрам, но уже в моторном звене.
  5. Артикуляторно-фонетическая. Дефекты звуков оформленной речи обусловлены неправильно сформировавшейся артикуляторной позицией.

По вопросу нужны только основные виды дислалии. Что написала ниже, смотрите сами – надо вам или нет для этого вопроса.

В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, дислалия может быть:

  1. Сигматизм – это недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизм.
  2. Ратоцизм – недостатки произношения звуков Р’ и Р.
  3. Ламбдацизм – недостатки произношения Л’ и Л.
  4. Дефекты произношения небных звуков: Капацизм - К’ и К; Гаммацизм - Г’ и Г, Хитизм - Х’ и Х, Йотоцизм – Й.
  5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Звонкие согласные заменяются парными глухими – Б – П, Д – Т, В – Ф.
  6. Дефекты смягчения – мягкие согласные заменяются парными твердыми – Ч, Щ, Й – на письме мягкие обозначаются зеленым цветом; Ж, Ш, Ц – твердые, пары у них нет, обозначаются синим цветом.

 

Вопрос 14. Недостатки произношения звука Р, Л. Методы коррекции.

Звук Р и Л – твердый звонкий согласный.

Недостатки произношения звуков р (искажения — ротацизм, замены — параротацизм).

Уклад органов артикуляции при звуке Р. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором вдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Постановка звука Р.

  1. Ребенок поднимает широкий язычок наверх, произносит звук З, зондом совершать колебательные движения слева направо на кончик языка и под языком. Лучше, когда ребенок лежит на диване.
  2. Стучит как дятел. ДДДДД….и подуть – получается Д и Р.
  3. Сочетание звуков ДЖА. Происходят колебательные движения справа и под языком; влево – ДРА ДРА ДРА.

Артикуляция звука Л.

Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Вдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.

Недостатки произношения звука Л называется ламбдацизм.

Постановка звука Л.

Ставится от мягкого Л. Ребенок произносит звук или сочетание звуков ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. В момент произнесения вводится зонд. Таким образом, чтобы зонд оказался между твердым небом и средней частью спинки языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: