double arrow

Особенности артикуляции

Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Звук твердый глухой согласный.

Звук К’

Отличие Мягкий глухой согласный. Кончик языка прижат к нижним зубам.

Постановка

Ребенок произносит сочетание звуков ТА-ТА-ТА. Берем шпатель, нажимаем на переднюю часть спинки языка и получается ТЯ-ТЯ-ТЯ. Отодвигаем язык вглубь рта – КЯ-КЯ-КЯ. Еще глубже, то КА-КА-КА.

Звук Г – твердый звонкий согласный.

Особенности артикуляции

Так же как звук К твердый, но тут голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос.

Звук Г’.

Отличия. Кончик языка прижат к нижним зубам.

Мягкий звонкий согласный.

Постановка.

Ставится так же как звук К, только слог ДА-ДА-ДА -----ДЯ-ДЯ-ДЯ ----ГЯ-ГЯ-ГЯ ----ГА-ГА-ГА.

Звук Х.

Особенности артикуляции.

Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Звук твердый глухой согласный.

Звук Х’.

Отличия. Кончик языка прижат к нижним зубам. Звук мягкий глухой согласный.

Постановка

  1. От звука К;
  2. Либо от сочетания звуков СА-СА-СА ----СЯ-СЯ-СЯ ----ХЯ-ХЯ-ХЯ ----ХА-ХА-ХА.

 

Вопрос 19. Методика логопедического воздействия при дислалии.

Подготовительный этап

Основная цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Задачи:

  1. Доверительные отношения с ребенком;
  2. Формирование восприятия звуков речи (учим ребенка вслушиваться в звуки, над которыми будем работать. Пример: самолет. Если звук С в этом слове, просим ребенка топнуть, хлопнуть или показать картинку или карточку);
  3. Развитие произвольного внимания (интерес ребенка);
  4. Развитие памяти. Речевой материал дается на память (стихи, скороговорки, потешки);
  5. Развитие мыслительных операций. Наглядно демонстрировать образы, символы; перекрестное мышление; мыслительный процесс, его анализ и синтез (мелкие детали, потом общая картина);
  6. Развитие умения опознавать и различать фонемы;
  7. Развитие умений использовать правильность артикуляторных навыков (учить ребенка правильно определять артикуляционный уклад – язык, губы, воздушная струя).

 

Этап формирования первичных произносительных навыков и умений

Основная цель – формирование первоначального умения правильного произношения звуков.

Задачи:

  1. Постановка звуков (подражание, механическая - зонд);
  2. Автоматизация умений (формирование навыков правильного использования звуков в речи изолировано, в слогах, в словах, во фразах, чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие тексты и словосочетания). Работа начинается с введения звука в слог, используются небольшие предложения из тех слов, которые отработали. Даются задания на дом и воспитателю.
  3. Дифференциация звуков (формирование умения отбирать звуки. Не смешивая их между собой. Этап различий звуков Ж-Ш, Ж-С, ША-СА, ШЫ-СЫ). Включает в себя этапы (слог, слово, предложение, небольшие тексты, чистоговорки, скороговорки)

 

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Основная цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Используется разнообразный речевой материал (стихи, тексты), чтобы ребенок сам произносил звук правильно. Контроль за его речью. Исправить недостатки произношения свистящих легче, чем шипящих, поэтому работу надо начинать со свистящих звуков. Возможна параллельная работа над двумя звуками. Но при этом необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Нельзя брать для одновременной работы те звуки артикуляции, которые характеризуются прямо противоположным укладом речевых органов (С-Ш; Л-Р – нельзя; Ш-Ж - можно);
  2. Нельзя одновременно работать над трудными звуками. Это те звуки, которые вызывают наибольшую затрату энергии (Р – требует вибрации; Т – шипение. Их не брать);
  3. Для того, чтобы определить порядок работы над дефектным звуком, логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также податливость тех или иных звуков к устранению;
  4. Если у ребенка нарушено произношение парных согласных, то в первую очередь работать над глухим им, затем добавляем звонкие. Занятия должны проходить систематично, не реже 2-3 раз в неделю;
  5. Если ДОУ или логопедическая группа, там постановка звуков происходит на индивидуальных занятиях, а на автоматизацию и дифференциацию – на подгрупповых и групповых занятиях. Воспитатели во второй половине дня его отрабатывают. Состав подгруппы может меняться в зависимости от того, над каким звуком работает подгруппа. Время проведения – 10-15, 15-20 минут, в зависимости от возраста.

Способы постановки звука

• Имитативный (по подражанию).

• Механический (с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).

• Смешанный.

Методы формирования правильного произношения

• Показ

• Артикуляционные упражнения

• Опора на сохранные звуки

• Механическое воздействие

• Слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: