Содержание производственной (исследовательской) практики
Подготовительно-организационный этап включает в себя установочную конференцию и ознакомительную лекцию: уточнение места прохождения практики, содержание практики, методов и технологий, используемых на практике, особенности оформления отчетности по практике, определение трудоемкости практики, проведение инструктажа по технике безопасности.
Производственный этап прохождения практики включает в себя: исследование ресурса музеев в организации образовательной, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности учащихся; анализ экспозиций музеев и выставочных залов; анализ образовательных и культурно-просветительских программ музеев, их структура, ориентированность на определенные возрастные группы, специфика их реализации, использование интернет-ресурсов музеев в культурно-просветительской деятельности; специфика сайта музея; разработку культурно-образовательной программы по направлению «Изобразительное искусство» с использованием ресурса одного из музеев Нижнего Новгорода и области. Программа может включать экскурсии, лекции, видеопоказы, творческие встречи, игровые познавательные мероприятия, театрализованные представления и т.д. В программу должны быть включены три самостоятельно разработанных мастер-класса, ориентированных на специфику музея и их проведение в условиях того или иного музейного пространства, а также возможность их реализации в дистанционном режиме. Обучающийся производит сбор, обработку и систематизацию фактического и литературного материала, наблюдения.
|
|
Заключительный этап включает в себя подготовку отчета по практике и его защиту. Отчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий этапы достижения цели практики и результаты ее освоения.
Формы отчётности по итогам производственной (исследовательской) практике
По итогам практики студентом составляется отчет, в который входят общие теоретические сведения о реализации практики:
- характеристика 3 российских и зарубежных музеев (один из музеев – г. Нижнего Новгорода или Нижегородской области): краткое описание музея, его направленность, особеннности экспозиции, описание поисковой, научно-исследовательской, экскурсионной работы; специфика сайта музея, музейные образовательные программы в рамках культурно-просветительской деятельности;
- разработка культурно-образовательной программы по направлению «Изобразительное искусство» с опорой на ресурс одного из музеев Нижнего Новгорода и области. В программу должны быть включены три самостоятельно разработанных мастер-класса, ориентированных на специфику музея и их проведение в условиях того или иного музея, включая возможности дистанционных технологий. В отчете описывается план проведения мастер-классов по изобразительному искусству и его результаты.
|
|
После окончания производственной (исследовательской) практики, обучающийся вместе с научным руководителем от кафедры обсуждает её итоги и собранные материалы. В дневнике по практике руководитель дает отзыв о работе обучающегося, ориентируясь на его доклад и представленные материалы.
Особенности проектирования и проведения занятий в форме мастер-класса
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Выделим несколько определений.
Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога.
Мастер-класс может выступать в качестве эффективной формы передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Еще одно определение, которое может быть опорным в системе производственной (проектной) практики: мастер-класс– это особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Ообобщая представленные выше определения, можно выделить важнейшие особенности мастер-класса:
1) новый подход к процессу обучения;
2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;
3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;
5) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал как педагога, так и участников мастер-класса;
6) сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогической задачи.
Формы и методы проведения мастер-классов очень разнообразны. Особую роль педагоги-наставники уделяют личностно-ориентированному обучению. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В подготовке и проведении мастер-класса важно сочетание описательностиимеющегося опыта и аналитичности (принципы и механизмы осуществляемойсистемы педагогических действий, оформленных в разработках). Позиция автора мастер-класса - это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности.
Алгоритм проведения «мастер-класса»:
- презентация педагогического опыта мастера;
- представление системы уроков;
- имитационная игра;
- моделирование;
- рефлексия.
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
|
|
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
- учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
- слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- учителя-обучающиеся выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- учитель-мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- учитель-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
5. Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера-педагога и обучающихся.
Итог мастер-класса: преподаватель раскрывает авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету; мастер-класс отражает умение проектировать успешную деятельность обучающихся; создает условия для роста педагогического мастерства преподавателей на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Таблица 1 - Структура проведения мастер-класса
Этапы разработки мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный. Постановка целей и задач. | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапную реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование-представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ результатов мастер-класса | Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса могут быть использованы следующие критерии:
|
|
- презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования;
- эксклюзивность, ярко выраженная индивидуальность.
- актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта;
- мотивированность, наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии;
- оптимальность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным);
- эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности;
- технологичность, четкий алгоритм занятия (фазы, этапы и т.д.);
- педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта;
- общая культура, эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию мастера. Позиция мастера - это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, педагогстремится не просто передать знания, а задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них скрытые таланты, понять и устранить то, что мешает ребенку в саморазвитии.
Задания педагога и его действия должны быть направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую творческую атмосферу.
Условия результативной работы учеников мастер-класса:
- мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
- готовность учеников и педагога к развитию собственной преобразующей деятельности;
- рефлексия деятельности учащихся и педагога в процессе собственной практики.
При оформлении мастер-класса в отчете указывают:
- Тему;
- цель, задачи (образовательные; развивающие; воспитательные);
- методы обучения;
- вид мастер-класса;
- методические материалы:
- материалы и инструменты:
- продолжительность занятия;
- план проведения мастер-класса;
- ход проведения мастер-класса.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет представляет собой аналитический систематизированный документ, отражающий достижение целей практики и освоение содержания практики.
Отчет студента должен содержать:
- титульный лист;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- дневник учета работ, выполненных в процессе практики.
Дневник должен содержать ежедневное описание работы, заверенное подписью руководителя по месту прохождения практики.
а) Основная литература:
1. Гуменюк, А.Н. Пространство искусств: учебное пособие / А.Н. Гуменюк, И.Г. Пендикова. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2017. - 116 с.: ил. - Библиогр.: с. 65-67. - ISBN 978-5-8149-2521-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493330
2. Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие / В.Н. Коробейников, А.В. Ткаченко. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 151 с.: ил. - ISBN 978-5-8154-0358-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472649
3. Музейная педагогика: учебное пособие / сост. Г.М. Каченя;. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. - 130 с.: ил. [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492332
4. Марусева, И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 624 с.: ил. - ISBN 978-5-4475-4912-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
5. Никитин, А.М. Художественные краски и материалы: справочник / А.М. Никитин. - Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 412 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9729-0117-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444440
б) Дополнительная литература:
1. Ермолаева, М.А. Рисунок: учебное пособие для аудиторной работы студентов / М.А. Ермолаева. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств, 2016. - 92 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906697-08-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499473
2. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития: учебное пособие / В.Б. Кошаев. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 288 с.: ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 270-271. - ISBN 978-5-691-01531-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260776
3. Развитие творческой деятельности студентов в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов: коллективная монография / науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств, 2017. - 149 с.: ил. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499622
4. Ротова, Н.А. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах: учебно-методическое пособие / Н.А. Ротова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 162 с.: ил., табл. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460428..
5. Шевелина, Н.Ю. Графическая и цветовая композиция: практикум / Н.Ю. Шевелина. - Екатеринбург:Архитектон, 2015. - 92 с.: ил. - Библиогр.: с. 86-88. - ISBN 978-5-7408-0231-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455470.
в) Интернет-ресурсы:
1. Музеи России [Электронный ресурс] / Каталог Музеи России – Режим доступа: http://www.museum.ru/
2. Государственный Эрмитаж [Электронный ресурс] / Образовательная музейная онлайн программа – Режим доступа: http://www.hermitage.ru/
3. Русский музей [Электронный ресурс] / Постоянная экспозиция – Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru/
4. ГМИИ им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс] / Музей им. Пушкина – Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/
5. Третьяковская галерея [Электронный ресурс] / Коллекция – Режим доступа: http://www.tretyakov.ru/
6. ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: www.biblioclub.ru
7. Универсальные базы данных изданий [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.ebiblioteka.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий
Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль - Изобразительное искусство
ОТЧЁТ