Паралингвистические (невербальные) средства воздействия (характеристики оратора)

Практические занятия по риторике 8

ПОДГОТОВКА ОРАТОРСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Этапы подготовки выступления

Карнеги: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех».

Риторический канон: инвенция (изобретение, нахождение) – расположение – элокуция (словесное выражение, украшение) – меморио (запоминание) – акцио гипокризис (произнесение)

 

1. выбор темы и определение целевой установки (личная заинтересованность, уместность, интерес аудитории); формулировка темы (ясно, четко, кратко, конкретность – связь с содержание)

2. подбор материала, его изучение и анализ (факты, примеры, иллюстрации); обдумывание. Сформулировать свое мнение, выработать собственное отношение к предмету

3. Разработка плана, работа над композицией. Обратить внимание на связь частей (См. когезию, интроспекция и проспекцию в Диспозиции).

Виды планов: 1) Назывной. Составляется в виде назывных предложений, каждый смысловой блок речи обозначается опорным словом «или». 2) Вопросный. Составляется в виде вопросов, каждый блок является ответным. 3) Тезисный. Отражает основные ключевые положения. 4) Цитатный. Предложения, выписанные из текста.

4. Написание текста (для начинающих – полностью, для опытных – достаточно конспекта)

5. Репетиция (запоминание, произнесение на память)

 

Образ оратора

Сократ: «Говори, чтобы я мог узнать тебя»

- в способе произнесения речи оратором воплощаются его личностные характеристики, темперамент. Условно можно выделить ораторов рационального (четкая логичность, аргументированность) и эмоционального (эмоциональность, образность) типа.

Квинтилиан: «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком»

- публичные люди должны заботиться о том, чтобы их слова не расходились с делом, тогда аудитория будет доверять им, уважать их

Успех речи зависит от личности говорящего.

В. Г. Белинский утверждал: «Один оратор могущественно властвует над толпой силой своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грацией изложения; третий — преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый — последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слуша­ющей его толпы, с обстоятельствами настоящей минут!»

Типы ораторов

Цицерон, рассуждая о красноречии, описывал в своих трактатах об ора­торском искусстве три типа ораторов.

1.  «Ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные... разнообразные, неистощимые,могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца».

2. Ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной... и сжатой речи».

3. «Средний и как бы умеренный род (ораторов), не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...».

 

* классификация по темпераменту (Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М., 1978)

1. Эмоционально-интуитивный оратор проявляет выраженную экспрес­сивность, которая придает речи яркость и выразительность, по зачастую лишает ее логичности. Такому оратору, чтобы не перейти на «болтовню», рекомендуется подготавливать план выступления и четко его придержи­ваться.

2. Рационально-логический оратор склонен к рефлексии, анализу и точной аргументации, тщательной систематизации материала, но в его речи отсутствует эмоциональная спонтанность. Такому оратору прихо­дится заранее обдумывать, как сделать ее образной, например используя выразительные афоризмы, цитаты.

3. Для философского типа оратора характерен устойчивый познава­тельный интерес, глубокое понимание темы выступления, что предпола­гает повышенные требования к аудитории, от которой ожидается интерес и компетентность в обсуждаемом вопросе. Его эмоциональная гамма может быть разнообразной.

4. Лирический (художественно-образный) тип оратора обладает образ­ной речью, богатою выразительными средствами, когда поэтичность пре­обладает над философской составляющей. Такому оратору тоже следует применять избирательность в выборе аудитории, с которой он мог бы ока­заться «на одной волне».

 

Требования к поведению говорящего:

- открытость, желание общаться, интерес к аудитории, дружелюбие и доброжелательность

- искренность и естественность в речевом поведении (умение быть самим собой. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту); обаяние

- артистизм (умение, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой); но умеренная эмоциональность!

- уверенность говорящего и «право на речь», самообладание

- объективность говорящего, уважать противоположные мнения

- содержательность! Хорошо знать предмет своей речи

- заинтересованность, увлеченность предметом речи

 

Средства установления контакта и привлечения внимания

- естественность (избегать книжных, стандартных выражений, говорить с живыми людьми)

- зрительный контакт (переводить взгляд с одного на другого, а не смотреть в упор на одного)

- голос, мимика

- диалог

- юмор

- создать интригу

Паралингвистические (невербальные) средства воздействия (характеристики оратора)

Эмоционал. оценка речи слушателями на 55% зависит от мимики, на 40% от качества звучания, на 7% - от содержания.

1) Кинесика (греч. движение): жестикуляция и мимика

Типы жестов:

*жесты-модификаторы (выражают интенсивность): «открытая ладонь» - отдача, сообщение, ладонь книзу, движение от себя – отрицание, кулак – объединение/угроза/категоричность («сабля»)

*изобразительные жесты: сближение ладоней – объединение; расхождение – удаление; шар – обобщение, множество; горизонтальное движение – ряд однородных явлений; указательный палец вверх/щепотка – главное; указание в разные стороны – противопоставление

*указательные жесты

*регулирующие жесты: поднятая рука – внимание; указание на запястье – время.

*ритмические (задают темп, членят на смысловые отрезки, логич. ударение, замедление, ускорение)

*эмоциональные (пожать плечами, хлопнуть себя по лбу)

*символические (палец к губам, на сердце, за голову…)

*оценочные (большой палец)

 

Мимимка очень разнообразна (около 20 тыс. движений, атлас фотоэталонов эмоций)

Позы (открытые – ничто не скрещивается – доверие, комфорт / закрытые). УВЕРЕННАЯ, прямая

По непроизвольным жестам, мимике, позе, походке человека можно судить о его состоянии, тайных намерениях, целях, подходе к жизни, чертах характера

 

- избегать как полной, так и чрезмерной подвижности

- чем сильнее чувство, тем сильнее движение

- естественность и разнообразие движений

- соответствие жестикуляции содержанию речи

- свободное, но не расслабленное положение тела

- скромная одежда + яркая деталь

- движения-паразиты

- улыбка (в меру)

2) Проксемика (от англ. близость)

Пространственное положение говорящих.

Фонация

Звуковые характеристики речи:

* дикция (Упр. Скороговорки, артикул. зарядка)

* дыхание

* сила голоса, высота, темп

* интонация (Упр. Произнести с разной интонацией фразу: похвастаться, неодобрительно, вопросительно, удивиться. Пусть придумают сами оттенок, мы отгадаем)

Навыки и умения оратора:

- подбор необходимой литературы и работа с ней

- составление плана

- написание текста

- самообладание, умение держать себя перед аудиторией

- установить контакт

- доходчиво и убедительно излагать материал

- ориентироваться в новой ситуации, быстро реагировать на вопросы

- ориентация во времени

 

Ошибки оратора:

- оправдания, извинения

- несоответствие, неестественность

- отсутствие юмора

- всезнайство

- суетливость

- монотонность

- слова-паразиты

- отсутствие зрительного контакта

- неподвижность, статичность

- не увлекаться рассказами о себе, своих близких, своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках

- не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит отношения.

- не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников слова, термины.

- быть тактичным: не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить

 

Быть хорошим оратором непросто, необходимо работать над собой, практиковаться

Квинтилиан: «Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления».

Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами делаются».

Аудитория

Знание аудитории – один из факторов успеха.

Параметры оценки аудитории:

- однородность / неоднородность, соц. характеристики (пол, возраст, соц. положение, образование)

- количество (большие более целостны, чем маленькие)

- ожидания, мотивы (система ценностей) – ориентироваться и опираться на мотивы большинства, выделить основной мотив (познават., морал., эстетич.)

- отношение аудитории к теме и проблеме (конструктивное, конфликтное, согласие, инфантильное)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: