Практические занятия по риторике 8
ПОДГОТОВКА ОРАТОРСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Этапы подготовки выступления
Карнеги: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут. Нельзя «испечь» речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех».
Риторический канон: инвенция (изобретение, нахождение) – расположение – элокуция (словесное выражение, украшение) – меморио (запоминание) – акцио гипокризис (произнесение)
1. выбор темы и определение целевой установки (личная заинтересованность, уместность, интерес аудитории); формулировка темы (ясно, четко, кратко, конкретность – связь с содержание)
2. подбор материала, его изучение и анализ (факты, примеры, иллюстрации); обдумывание. Сформулировать свое мнение, выработать собственное отношение к предмету
3. Разработка плана, работа над композицией. Обратить внимание на связь частей (См. когезию, интроспекция и проспекцию в Диспозиции).
Виды планов: 1) Назывной. Составляется в виде назывных предложений, каждый смысловой блок речи обозначается опорным словом «или». 2) Вопросный. Составляется в виде вопросов, каждый блок является ответным. 3) Тезисный. Отражает основные ключевые положения. 4) Цитатный. Предложения, выписанные из текста.
4. Написание текста (для начинающих – полностью, для опытных – достаточно конспекта)
5. Репетиция (запоминание, произнесение на память)
Образ оратора
Сократ: «Говори, чтобы я мог узнать тебя»
- в способе произнесения речи оратором воплощаются его личностные характеристики, темперамент. Условно можно выделить ораторов рационального (четкая логичность, аргументированность) и эмоционального (эмоциональность, образность) типа.
Квинтилиан: «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком»
- публичные люди должны заботиться о том, чтобы их слова не расходились с делом, тогда аудитория будет доверять им, уважать их
Успех речи зависит от личности говорящего.
В. Г. Белинский утверждал: «Один оратор могущественно властвует над толпой силой своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грацией изложения; третий — преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый — последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минут!»
Типы ораторов
Цицерон, рассуждая о красноречии, описывал в своих трактатах об ораторском искусстве три типа ораторов.
1. «Ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные... разнообразные, неистощимые,могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца».
2. Ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной... и сжатой речи».
3. «Средний и как бы умеренный род (ораторов), не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых...».
* классификация по темпераменту (Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М., 1978)
1. Эмоционально-интуитивный оратор проявляет выраженную экспрессивность, которая придает речи яркость и выразительность, по зачастую лишает ее логичности. Такому оратору, чтобы не перейти на «болтовню», рекомендуется подготавливать план выступления и четко его придерживаться.
2. Рационально-логический оратор склонен к рефлексии, анализу и точной аргументации, тщательной систематизации материала, но в его речи отсутствует эмоциональная спонтанность. Такому оратору приходится заранее обдумывать, как сделать ее образной, например используя выразительные афоризмы, цитаты.
3. Для философского типа оратора характерен устойчивый познавательный интерес, глубокое понимание темы выступления, что предполагает повышенные требования к аудитории, от которой ожидается интерес и компетентность в обсуждаемом вопросе. Его эмоциональная гамма может быть разнообразной.
4. Лирический (художественно-образный) тип оратора обладает образной речью, богатою выразительными средствами, когда поэтичность преобладает над философской составляющей. Такому оратору тоже следует применять избирательность в выборе аудитории, с которой он мог бы оказаться «на одной волне».
Требования к поведению говорящего:
- открытость, желание общаться, интерес к аудитории, дружелюбие и доброжелательность
- искренность и естественность в речевом поведении (умение быть самим собой. Речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту); обаяние
- артистизм (умение, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой); но умеренная эмоциональность!
- уверенность говорящего и «право на речь», самообладание
- объективность говорящего, уважать противоположные мнения
- содержательность! Хорошо знать предмет своей речи
- заинтересованность, увлеченность предметом речи
Средства установления контакта и привлечения внимания
- естественность (избегать книжных, стандартных выражений, говорить с живыми людьми)
- зрительный контакт (переводить взгляд с одного на другого, а не смотреть в упор на одного)
- голос, мимика
- диалог
- юмор
- создать интригу
Паралингвистические (невербальные) средства воздействия (характеристики оратора)
Эмоционал. оценка речи слушателями на 55% зависит от мимики, на 40% от качества звучания, на 7% - от содержания.
1) Кинесика (греч. движение): жестикуляция и мимика
Типы жестов:
*жесты-модификаторы (выражают интенсивность): «открытая ладонь» - отдача, сообщение, ладонь книзу, движение от себя – отрицание, кулак – объединение/угроза/категоричность («сабля»)
*изобразительные жесты: сближение ладоней – объединение; расхождение – удаление; шар – обобщение, множество; горизонтальное движение – ряд однородных явлений; указательный палец вверх/щепотка – главное; указание в разные стороны – противопоставление
*указательные жесты
*регулирующие жесты: поднятая рука – внимание; указание на запястье – время.
*ритмические (задают темп, членят на смысловые отрезки, логич. ударение, замедление, ускорение)
*эмоциональные (пожать плечами, хлопнуть себя по лбу)
*символические (палец к губам, на сердце, за голову…)
*оценочные (большой палец)
Мимимка очень разнообразна (около 20 тыс. движений, атлас фотоэталонов эмоций)
Позы (открытые – ничто не скрещивается – доверие, комфорт / закрытые). УВЕРЕННАЯ, прямая
По непроизвольным жестам, мимике, позе, походке человека можно судить о его состоянии, тайных намерениях, целях, подходе к жизни, чертах характера
- избегать как полной, так и чрезмерной подвижности
- чем сильнее чувство, тем сильнее движение
- естественность и разнообразие движений
- соответствие жестикуляции содержанию речи
- свободное, но не расслабленное положение тела
- скромная одежда + яркая деталь
- движения-паразиты
- улыбка (в меру)
2) Проксемика (от англ. близость)
Пространственное положение говорящих.
Фонация
Звуковые характеристики речи:
* дикция (Упр. Скороговорки, артикул. зарядка)
* дыхание
* сила голоса, высота, темп
* интонация (Упр. Произнести с разной интонацией фразу: похвастаться, неодобрительно, вопросительно, удивиться. Пусть придумают сами оттенок, мы отгадаем)
Навыки и умения оратора:
- подбор необходимой литературы и работа с ней
- составление плана
- написание текста
- самообладание, умение держать себя перед аудиторией
- установить контакт
- доходчиво и убедительно излагать материал
- ориентироваться в новой ситуации, быстро реагировать на вопросы
- ориентация во времени
Ошибки оратора:
- оправдания, извинения
- несоответствие, неестественность
- отсутствие юмора
- всезнайство
- суетливость
- монотонность
- слова-паразиты
- отсутствие зрительного контакта
- неподвижность, статичность
- не увлекаться рассказами о себе, своих близких, своих делах, быть скромнее в своей речи, в самооценках
- не отзываться дурно о других, иначе собеседник поймет, что говорящий может так же отзываться о нем самом, что испортит отношения.
- не использовать непонятные хотя бы одному из собеседников слова, термины.
- быть тактичным: не употреблять шутки, слова, избегать тем, вопросов, которые могут кого-либо обидеть, смутить
Быть хорошим оратором непросто, необходимо работать над собой, практиковаться
Квинтилиан: «Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления».
Цицерон: «Поэтами рождаются, ораторами делаются».
Аудитория
Знание аудитории – один из факторов успеха.
Параметры оценки аудитории:
- однородность / неоднородность, соц. характеристики (пол, возраст, соц. положение, образование)
- количество (большие более целостны, чем маленькие)
- ожидания, мотивы (система ценностей) – ориентироваться и опираться на мотивы большинства, выделить основной мотив (познават., морал., эстетич.)
- отношение аудитории к теме и проблеме (конструктивное, конфликтное, согласие, инфантильное)