- чувство общности: реакция одного, показанная внешне, распространяется на всех: повторяют бессознательно (заражение), осознанно (подражание), под влиянием большинства (конформизм) – общий настрой.
- слушатели предоставляют оратору главную роль, «право на речь», требуют, чтобы он оправдал их доверие, т.е. обладал некоторыми лидерскими качествами: уверенностью, спокойствием, самообладанием, твердостью, решительностью.
- контакт с аудиторией возникает на основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание), важно и эмоциональное сопереживание
Помехи, нарушающие коммуникацию
– погруженность слушателя в круг своих проблем;
– высокая скорость умственной деятельности слушателей;
– неустойчивость внимания;
– антипатия в следствие несогласия (не следует в начале противопоставлять себя слушающим, предпочтительнее представить некоторую проблемную ситуацию, которая вызовет информационный дисбаланс. Последующее сообщение, если оно направлено на устранение такого дисбаланса, будет усвоено наилучшим образом).
|
|
Приемы управления аудиторией
- неожиданный вопрос
- вопросно-ответный ход
- юмор
- сопереживание
- апелляция к речи предыдущего оратора
- апелляция к событиям
- апелляция к авторитетам
- опирайтесь на существующие интересы аудитории, создавайте новые
- обращение к собственному опыту
- примеры из худ. лит., пословицы, фразеологизмы
- обращения к аудитории
- изменение силы голоса, интонации, паузы, контроль темпа речи, скорости
- роль мимики и жестикуляции
- принцип контраста (преувеличивать различие явлений: сначала предлагают дорогой товар, потом подешевле)
- пр. социального доказательства (ссылка на известных людей или большинство)
- пр. благорасположения (пойдут за тем, кто понравился, переговоры во время еды)
Типы соц. общностей
* социальная группа
- объединение людей на основе общей деятельности, интересов, убеждений и т.д.
- имеет свой соц.-психол. климат (способствует или нет эф. деятельности): взаимопомощь, поддержка // конкуренция, зависть --- коэффициент групповой сплоченности
- имеет свои ценностные ориентации (уважаемые качества)
- имеет свой язык и опыт
- имеет соц. деление
- различные мотивы, заставляющие человека входить в группу:
- потребность в общении
- познавательная потребность
- потребность самореализации, получение статуса
- потребность принести пользу обществу
Упр. Оценить свою группу
* масса людей
- отличается размытостью социально-психол. характеристик
* толпа
- единство ситуации и эмоционал. настроения (заражаемость общим настроением)
|
|
- ощущение целостности, сплоченности, растворение личности --- безответственность, соц. деградация
- примитивизм и иррациональность мышления
- внушаемость
- повышенная эмоциональность (транс), готовность действовать (единое действие, сила) от эмоций
- может быть стихийная (происшествие, транспорт), ведомая (митинг), организованная
Действия оратора:
- отказ от рациональных аргументов, управление эмоциями
- императивы, повторы (ритм)
- для сдерживания – разделение целостности путем ориентации на различные объекты; разрушение иллюзии безнаказанности путем указания на контроль