Особенности организации образовательного процесса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая адаптированная программа

Технической направленности

«Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ»

(стартовый уровень)

                                           Возраст учащихся: 8-13 лет

                                       Срок реализации: 2 года

 

 

                                                             Автор:

                                                                               Полуянов Эдуард Александрович

                                                                               педагог дополнительного образования

 

 

г. Томск, 2018.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Название программы: «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ»

Направленность: техническая

Возраст учащихся: 8-13 лет

Срок обучения: 2 года

  Особенности состава учащихся: постоянный,дети с ОВЗ категории НОДА, РАС

Форма обучения: очная

По степени авторства: модифицированная

По уровню содержания: стартовый

По срокам реализации: долгосрочная

В ее основе лежат нормативные документы:

1. Конституция РФ;

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»; Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, пункт 5;

4. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н - 09-3242);

7. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

10. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 27 мая 2000 года);

11. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби – центр» (далее МАОУ «Томский Хобби – центр»)

12. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Образовательная робототехника», возраст 8-12 лет, срок реализации 2 года. Автор: Полуянов Э.А. МАОУ «Томский Хобби-центр», 2018 г.



Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время определенное количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты и личностно- ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих направлений развития учащегося с ОВЗ является техническое, в которое входит образовательная робототехника.

Программа адаптирована для определенной категории учащихся с ОВЗ (НОДА, РАС). Направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Актуальность заключается в том, что учащегося с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к техническому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, учащийся учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества.

Новизна. Новизна данной программы заключается в том, что в этой программе технической направленности обучаются не только учащиеся с ОВЗ с сохраненным интеллектом, но и учащиеся, имеющие диагнозы РАС и ЗПР. При этом, они включены в инклюзивное образование.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что учащихся с ОВЗ необходимо социализировать и развивать. На данной программе учащиеся ОВЗ работают вместе со здоровыми и детьми норма развития. Они развивают свои коммуникативные способности, вместе с обычными учащимися выполняют задания педагога, учатся работать в паре и в группе. Безусловно, получают психическое и умственное развитие. 

Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

 Задачи:

1. Сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни;

2. Сформировать  мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

3. Сформировать социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;

4. Сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

5. Сформировать владение навыками коммуникации;

6. Сформировать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7. Сформировать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

8. Сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

9. Сформировать умения использования элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

10. Сформировать навыки использования приобретенных знаний и умений для

решения несложных конструкторских, технологических задач.

 

Отличительными особенностями программы является то, что она адаптирована к определенной категории учащихся с ОВЗ с учетом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная программа определяет пути решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы.

Адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» включает:

1. Своевременное выявление трудностей у учащихся с ОВЗ.

2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению учащимися с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы.

Адресат программы

Программа «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» разработана для учащихся с ОВЗ младшего школьного возраста разных категорий:

· учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

· учащиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Учащиеся с ОВЗ, категории НОДА, имеют легкие двигательные нарушения — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно. Помимо двигательных расстройств, у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются недостатки интеллектуального развития – задержка психического развития; или умственная отсталость разной степени выраженности.

Двигательные нарушения выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации, недостатки мелкой моторики). Из-за трудностей передвижения у детей нарушается формирование пространственных представлений, проявляющиеся в трудностях при рисовании, письме, в понимании и использовании предлогов над, под, из-под, приставок: подъехал, въехал, выехал, наречий ближе, дальше; формирования схемы тела. У таких учащихся часто выявляется:

• задержка формирования школьных навыков;

• сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью;

• задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой недостаточности и бедности практического опыта;

• малый объем знаний и представлений об окружающем мире.

Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими учащимися программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками.

У учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) нарушена коммуникативная сфера, поведенческие проблемы затрудняют построение учебной коммуникации, что, безусловно, сказывается на восприятии и усвоении содержательного компонента обучения. Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал детей с РАС позволит им осваивать учебный материал.

Каждый учащийся с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. Форма организации дополнительного образования дает возможность сохранить для учащегося привычный средовой уровень, позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих дополнительных зашумляющих факторов.

Программа построена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся.

Возраст учащихся участвующих в реализации данной программы – 7-10 лет. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют дефекты в развитии как физическом, так и психологическом и предусматривают особый подход в обучении, с помощью которого учащийся развивает необходимые жизненные навыки.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Поэтому программа основана на таких принципах как:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование учащегося к учебному процессу.

Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоемкой работе. Для них даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощенные модели.

  Объем и срок освоения программы

Срок  реализации дополнительной   адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательная робототехника для детей с ОВЗ» – 2 года.

 

Форма обучения очная.

 

 

Особенности организации образовательного процесса

Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Организуя деятельность, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются различные по уровню сложности поделки.

При организации образовательного процесса создаются специальные условия:

Для детей с НОДА:

- занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;

- индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям ПМПК);

- использование современных педагогических технологий, в том числе

информационных,                компьютерных        для оптимизации                         занятий,                    повышение их эффективности и доступности;

- предоставление различных видов дозированной помощи.

 

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала: постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «учитель – ученик». На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе;

- возможность чередования сложных и легких заданий;

- объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала;

- формирование учебного и временного стереотипа: у обучающегося должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания;

- дозированное введение новизны.

 

  Принципы построения программы:

- постепенность;

- возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов;

- единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

 

  Методы обучения, способствующие организации и реализации программы являются методами, активизирующими творческое и техническое  мышление:

· вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;

· наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам, образцам;

· практические методы;

· метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.

Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении выполнять сборку конструкций.

Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе те или иные методы играют первостепенную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: