Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая адаптированная программа
Технической направленности
«Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 8-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор:
Полуянов Эдуард Александрович
педагог дополнительного образования
г. Томск, 2018.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Название программы: «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 8-13 лет
Срок обучения: 2 года
Особенности состава учащихся: постоянный,дети с ОВЗ категории НОДА, РАС
Форма обучения: очная
По степени авторства: модифицированная
|
|
По уровню содержания: стартовый
По срокам реализации: долгосрочная
В ее основе лежат нормативные документы:
1. Конституция РФ;
2. Конвенция ООН о правах ребенка;
3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»; Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, пункт 5;
4. Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 Н - 09-3242);
7. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
|
|
10. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 27 мая 2000 года);
11. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби – центр» (далее МАОУ «Томский Хобби – центр»)
12. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Образовательная робототехника», возраст 8-12 лет, срок реализации 2 года. Автор: Полуянов Э.А. МАОУ «Томский Хобби-центр», 2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время определенное количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты и личностно- ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих направлений развития учащегося с ОВЗ является техническое, в которое входит образовательная робототехника.
Программа адаптирована для определенной категории учащихся с ОВЗ (НОДА, РАС). Направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Актуальность заключается в том, что учащегося с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к техническому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, учащийся учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества.
Новизна. Новизна данной программы заключается в том, что в этой программе технической направленности обучаются не только учащиеся с ОВЗ с сохраненным интеллектом, но и учащиеся, имеющие диагнозы РАС и ЗПР. При этом, они включены в инклюзивное образование.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что учащихся с ОВЗ необходимо социализировать и развивать. На данной программе учащиеся ОВЗ работают вместе со здоровыми и детьми норма развития. Они развивают свои коммуникативные способности, вместе с обычными учащимися выполняют задания педагога, учатся работать в паре и в группе. Безусловно, получают психическое и умственное развитие.
Цель: Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
|
|
Задачи:
1. Сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни;
2. Сформировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3. Сформировать социально-бытовые умения, используемые в повседневной жизни;
4. Сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5. Сформировать владение навыками коммуникации;
6. Сформировать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7. Сформировать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
8. Сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
9. Сформировать умения использования элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
10. Сформировать навыки использования приобретенных знаний и умений для
решения несложных конструкторских, технологических задач.
Отличительными особенностями программы является то, что она адаптирована к определенной категории учащихся с ОВЗ с учетом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная программа определяет пути решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» включает:
1. Своевременное выявление трудностей у учащихся с ОВЗ.
2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
|
|
3. Создание условий, способствующих освоению учащимися с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы.
Адресат программы
Программа «Образовательная робототехника для учащихся с ОВЗ» разработана для учащихся с ОВЗ младшего школьного возраста разных категорий:
· учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
· учащиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Учащиеся с ОВЗ, категории НОДА, имеют легкие двигательные нарушения — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно. Помимо двигательных расстройств, у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются недостатки интеллектуального развития – задержка психического развития; или умственная отсталость разной степени выраженности.
Двигательные нарушения выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации, недостатки мелкой моторики). Из-за трудностей передвижения у детей нарушается формирование пространственных представлений, проявляющиеся в трудностях при рисовании, письме, в понимании и использовании предлогов над, под, из-под, приставок: подъехал, въехал, выехал, наречий ближе, дальше; формирования схемы тела. У таких учащихся часто выявляется:
• задержка формирования школьных навыков;
• сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью;
• задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой недостаточности и бедности практического опыта;
• малый объем знаний и представлений об окружающем мире.
Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими учащимися программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками.
У учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) нарушена коммуникативная сфера, поведенческие проблемы затрудняют построение учебной коммуникации, что, безусловно, сказывается на восприятии и усвоении содержательного компонента обучения. Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал детей с РАС позволит им осваивать учебный материал.
Каждый учащийся с РАС уникален в своих проявлениях, что требует формирования индивидуальной адаптированной содержательной траектории и особого подхода в рамках реализации программы. Форма организации дополнительного образования дает возможность сохранить для учащегося привычный средовой уровень, позволяет находиться в комфортных условиях, не создающих дополнительных зашумляющих факторов.
Программа построена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся.
Возраст учащихся участвующих в реализации данной программы – 7-10 лет. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют дефекты в развитии как физическом, так и психологическом и предусматривают особый подход в обучении, с помощью которого учащийся развивает необходимые жизненные навыки.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Поэтому программа основана на таких принципах как:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование учащегося к учебному процессу.
Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоемкой работе. Для них даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощенные модели.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации дополнительной адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательная робототехника для детей с ОВЗ» – 2 года.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса
Учитывая возраст детей, для успешного освоения программы занятия должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Организуя деятельность, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Для этого используются различные по уровню сложности поделки.
При организации образовательного процесса создаются специальные условия:
Для детей с НОДА:
- занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;
- индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям ПМПК);
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их эффективности и доступности;
- предоставление различных видов дозированной помощи.
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала: постепенное, дозированное введение ученика в рамки группового взаимодействия. Первоначальная коммуникация выстраивается на уровне «учитель – ученик». На первоначальном этапе или при возникновении аффективных реакций, нежелательных форм поведения, необходимо постепенно выстраивать коммуникацию, приучая ребенка к правилам взаимодействия в группе;
- возможность чередования сложных и легких заданий;
- объемное задание важно разбить на более мелкие части, так ребенок усвоит материал лучше, можно задать последовательную индивидуальную подачу материала;
- формирование учебного и временного стереотипа: у обучающегося должно быть четко обозначенное время занятия, план занятия, позволяет ребенку отслеживать выполненные задания;
- дозированное введение новизны.
Принципы построения программы:
- постепенность;
- возврат к пройденному ранее содержанию, с тем чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов;
- единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.
Методы обучения, способствующие организации и реализации программы являются методами, активизирующими творческое и техническое мышление:
· вербальные методы: рассказ, беседа, дискуссия;
· наглядные методы: демонстрация, наблюдение, работа по схемам, образцам;
· практические методы;
· метод упражнений, который помогает отрабатывать действия и приемы выполнения отдельных операций, исправления допущенных ошибок.
Эти методы побуждают познавательную активность воспитанников, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и умении выполнять сборку конструкций.
Методы используются в комплексе. При этом на каждом этапе те или иные методы играют первостепенную роль.