Таблица 9. Качество работы куратора академической группы

(% ответивших)

Самочувствие в группе

% ответивших

высокое

46,6

среднее

30,1

низкое

10,3

затрудняюсь ответить

13,24

Из часто встречаемых проблем, связанных с учебным процессом, студенты отмечали:

· Высокую учебную нагрузку

· Необходимость выполнять большое количество самостоятельных и контрольных работ за небольшой промежуток времени

· Сложность в понимании БРС

· Проблемы при сдаче сессии

Менее всего встречалась проблема 7,7 % (74 чел.) – конфликты с преподавателями

10,4 % (100 чел.) отметили, что им не хватало человека, способного дать консультацию по учебным вопросам

Около 20 % (180 чел.) отметили, что не встречали особых проблем в учебном процессе (таб.10)

 

Таблица 10. Основные проблемы в учебном процессе первокурсников за первый семестр

(% ответивших)

Основные проблемы

% ответивших

конфликты с преподавателями, непонимание с их стороны

7,7

частые изменения в расписании, его неточность

14,9

высокая учебная нагрузка

32,5

сложность при поиске необходимой учебной литературы

15,9

необходимость выполнения большого количества самостоятельных и контрольных работ за очень небольшой промежуток времени

28,4

сложность в понимании системы оценки собственных знаний (в частности бально-рейтинговой системы)

30,1

проблемы при прохождении рубежного контроля (аттестация)

16,4

проблемы при сдаче сессии (зачеты, экзамены)

24,7

отсутствие человека, способного дать подробную консультацию по вопросам организации учебного процесса

10,4

другое

1,4

особых проблем в учебном процессе у меня не возникало

18,7

Интерес к научной деятельности проявляется у 44 % опрашиваемых первокурсников (таб.11)

Таблица 11. Интересуешься ли ты научной деятельностью

 (% ответивших)

Самочувствие в группе

% ответивших

да

44

нет

56

43% (416 чел.) планируют активно заниматься научной деятельностью в процессе обучения в УдГУ. 53 % ответили, что не будут активно ею заниматься (таб.12)

 

Таблица 12. Планируешь ли ты активно заниматься научной деятельностью в процессе дальнейшего обучения в УдГУ?

(% ответивших)

Самочувствие в группе

% ответивших

Да

43,3

скорее да, чем нет

1,2

скорее нет, чем да

0,2

нет

53,2

затрудняюсь ответить

1,6

 

Более половины студентов (около 70%) хорошо знают всё в университете. Лишь 10 % студентов плохо ориентируются в вузе или не располагают информацией о службах и структурах университета (таб.13)

 

Таблица 13. Можешь ли ты сказать, что хорошо знаешь, что и где находиться в университете

(% ответивших)

Самочувствие в группе

% ответивших

да

22,1

я знаю то, что мне необходимо для обучения и полноценной студенческой жизни, но при желании могу выяснить что-то подробнее

68,8

бывает, что я не могу найти то, что мне нужно (недостаток информации)

8,5

я плохо ориентируюсь в вузе, так как информации о службах и структурах университета очень мало

0,7



Вывод

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Более половины студентов 59% отметили, что процесс адаптации прошел быстро и успешно, лишь для 17% он оказался трудным и долгим. Можно предположить, что проводимые мероприятия по адаптации первокурсников создают условия эффективного взаимодействия с первокурсниками, охватывают более половины студентов-первокурсников, и позволяют им быстрее и эффективнее адаптироваться к студенческой жизни, учебному процессу.

Из наиболее эффективных факторов успешной адаптации студенты-первокурсники отметили: совместные с однокурсниками коллективные дела (44%), кураторские часы и деятельность куратора (23%), друзья-старшекурсники (23%), знакомые вне университета, Мероприятия Студенческих советов. Мы можем предположить, что адаптация студентов-первокурсников происходит эффективнее при создании дружеской атмосферы в учебной группе при совместных коллективных делах, успешность адаптации зависит от работы кураторов и актива факультета, а также от поддержки со стороны близких и родных вне университета.

В группах студенты отмечают дружеские и непринужденные отношения, чувствуют себя комфортно (около 86%). 5% опрашиваемых говорят, что у них сложились негативные отношения с одногруппниками. По этим результатам можно предположить, что работа по адаптации и сплочению коллективов в студенческих группах проведена успешно. Необходимо направить усилия на диагностику межличностных отношений с целью выявления негативных проявлений в группе, конфликтов, а также на дальнейшее создание позитивных ситуаций для студентов, находящихся в конфронтации с одногруппниками.

Мнения по поводу частоты проводимых внеучебных мероприятий в группе, в которых участвовало более половины студентов группы, разняться. Около 40% студентов, что мероприятия проводились часто, а другие 40 % - редко. Мы предполагаем, что учебная деятельность и отношения по ее поводу находятся в приоритете перед внеучебными мероприятиями, но необходимость их проведения достаточно высокая, так как есть факты негативных отношений в студенческих группах. Внеучебные мероприятия же являются одним из факторов успешной адаптации студентов и формирования сплоченного коллектива.  

Примерно половина студентов отмечают со стороны куратора и его деятельности поддержку и помощь. Около 150 человек говорят, что деятельность куратора ограничилась несколькими встречами в начале учебного года. А 20% (192 чел.) студентов приводят ответы отсутствия какой-либо помощи со стороны куратора. Можно предположить об отсутствии мотивации в кураторской деятельности, возможно, это связано с недостатком эффективных «рычагов» воздействия на студентов  и ресурсов для формирования позитивных отношений с группой в целом, а также большой загруженностью преподавательской работой.

Из функций, часто выполняемых кураторами академических групп, студенты отметили: информирует о мероприятиях и событиях на факультете и в УдГУ, делиться жизненным опытом и дает полезные советы, помогает решать проблемы группы, связанные с учебным процессом (расписанием, сдачей экзаменов, преподавателями и т.д.). Это отметили около 70% опрашиваемых. Меньше всего 19% (190 чел.) отметили выполнение такой функции как помощь в решении вопросов прикрепления к профилирующей кафедре, информирование о научных событиях в УдГУ.

12,3 % (128 чел.) студентов отмечают, что не знают, кто такой куратор и\или куратор не выполняет свои функции. Около 10% студентов отмечают низкое качество работы куратора. Мы можем предположить, что некоторые кураторы академических групп уклоняются от своих обязанностей и не взаимодействуют с группой. Возможно, это связано с низкими мотивационными стимулами в работе куратора (оплата труда, несовместимость научных интересов с работой в группе, отсутствие достаточной информации в решении проблем группы и т.д.), загруженностью преподавательской и научной деятельностью, а также делегирование своих обязанностей помощникам кураторов и отсутствие контроля за их исполнением.

Из часто встречаемых проблем, связанных с учебным процессом, студенты отмечали:

· Высокую учебную нагрузку

· Необходимость выполнять большое количество самостоятельных и контрольных работ за небольшой промежуток времени

· Сложность в понимании БРС

· Проблемы при сдаче сессии

Менее всего встречалась проблема 7,7 % (74 чел.) – конфликты с преподавателями

10,4 % (100 чел.) отметили, что им не хватало человека, способного дать консультацию по учебным вопросам

Около 20 % (180 чел.) отметили, что не встречали особых проблем в учебном процессе.

Мы предполагаем, что большая часть проблем в учебном процессе связана с неумением правильно распределять время и ресурсы, планировать свою деятельность, отсутствием мотивации к обучению и отсутствием общеучебных навыков (навыки запоминания, навыки поиска информации, навыки аргументирования, навыки публичного выступления и т.д.). Таким образом, необходимо  предоставлять информацию по вопросам обучения данным навыкам, совершенствовать посредническую функцию кураторской деятельности по поиску информации, ресурсов, ориентации в университете и учебном процессе, повышать мотивацию студентов за счет их участия в научных мероприятиях, спортивной и внеучебной деятельности, наладить работу со старостами групп для быстрого реагирования на появление учебной, внеучебной проблемы, проблем межличностных взаимоотношений студентов с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками вуза.

Интерес к научной деятельности находится на низком уровне. Возможно, научная работа в данном случае не видится перспективой обучения, так как с содержанием этого понятия большинство студентов не знакомы и не представляют его сущности.

Ориентация в вузе у большинства студентов проходит успешно. Более половины студентов (около 70%) хорошо знают всё в университете. Лишь 10 % студентов плохо ориентируются в вузе или не располагают информацией о службах и структурах университета. Мы предполагаем, что работа по информированию студентов о пространстве вуза, его учреждениях и структурах проводится эффективно за счет большого количества внеучебных мероприятий, проводимых кураторами, преподавателями, деканатом, структурными подразделениями внеучебно-воспитательной работы.

 

Рекомендации:

Полученные статистические данные и выводы из них, позволяют нам сформулировать следующие проблемные и перспективные зоны развития:

· Совместные с однокурсниками коллективные дела, кураторские часы и деятельность куратора, взаимодействие с активом факультета как главные факторы успешной адаптации студентов-первокурсников к жизни в университете;

· Формирование позитивных межличностных отношений как способ мотивации студента к совместной коллективной деятельности, к успешной учебной деятельности;

· Негативные проявления в группе, конфликты;

· Конфликты с преподавателями;

· Низкий уровень мотивационных стимулов в работе куратора (оплата труда, несовместимость научных интересов с работой в группе, отсутствие достаточной информации в решении проблем группы и т.д.);

· Частичное неисполнение кураторских обязанностей;

· делегирование кураторских обязанностей помощникам кураторов, отсутствие контроля за их исполнением;

· неумение студентов правильно распределять время и ресурсы;

· неумение студентов планировать свою деятельность;

· отсутствие мотивации студентов-первокурсников к обучению;

· отсутствие общеучебных навыков (навыки запоминания, навыки поиска информации, навыки аргументирования, навыки публичного выступления и т.д.);

· отсутствие интереса к научной деятельности в вузе

 

Исходя из анализа полученных данных и перечня выявленных проблемных и перспективных зон, мы можем дать рекомендации работы со студентами первого курса.

1. Разработка и реализация тренингов на темы:

· «Эффективное распределение бюджета»;

· «Мотивация к обучению»;

·  «Личностный рост»;

· «Управление своими эмоциями»;

· «Целеполагание»;

· «Планирование времени как способ всё успевать»

· «Работа с информацией» и т.д.

2. Информирование студентов о социальной службе ВУЗа, Психологической службе, Центре занятости;

3. Совершенствование посреднической функции кураторской деятельности по поиску информации, ресурсов, ориентации в университете и учебном процессе;

4. Повышение мотивации студентов за счет их участия в научных мероприятиях, спортивной и внеучебной деятельности;

5. Работа со старостами групп для быстрого реагирования на появление учебной, внеучебной проблемы, проблем межличностных взаимоотношений студентов с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками вуза;

6. Усилить работу кураторства, для получения актуальных запросов группы о возникших проблемах, конфликтах, передачи информации, создания мотивации к обучению и внеучебной деятельности;

7. Разработка алгоритма взаимодействия кураторов академических групп с помощниками, контроль за исполнением делегированных обязанностей;

8. Диагностика негативных проявлений в группе с целью своевременного проведения необходимых мероприятий по их решению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: