(% ответивших)
Самочувствие в группе | % ответивших |
высокое | 46,6 |
среднее | 30,1 |
низкое | 10,3 |
затрудняюсь ответить | 13,24 |
Из часто встречаемых проблем, связанных с учебным процессом, студенты отмечали:
· Высокую учебную нагрузку
· Необходимость выполнять большое количество самостоятельных и контрольных работ за небольшой промежуток времени
· Сложность в понимании БРС
· Проблемы при сдаче сессии
Менее всего встречалась проблема 7,7 % (74 чел.) – конфликты с преподавателями
10,4 % (100 чел.) отметили, что им не хватало человека, способного дать консультацию по учебным вопросам
Около 20 % (180 чел.) отметили, что не встречали особых проблем в учебном процессе (таб.10)
Таблица 10. Основные проблемы в учебном процессе первокурсников за первый семестр
(% ответивших)
Основные проблемы | % ответивших |
конфликты с преподавателями, непонимание с их стороны | 7,7 |
частые изменения в расписании, его неточность | 14,9 |
высокая учебная нагрузка | 32,5 |
сложность при поиске необходимой учебной литературы | 15,9 |
необходимость выполнения большого количества самостоятельных и контрольных работ за очень небольшой промежуток времени | 28,4 |
сложность в понимании системы оценки собственных знаний (в частности бально-рейтинговой системы) | 30,1 |
проблемы при прохождении рубежного контроля (аттестация) | 16,4 |
проблемы при сдаче сессии (зачеты, экзамены) | 24,7 |
отсутствие человека, способного дать подробную консультацию по вопросам организации учебного процесса | 10,4 |
другое | 1,4 |
особых проблем в учебном процессе у меня не возникало | 18,7 |
Интерес к научной деятельности проявляется у 44 % опрашиваемых первокурсников (таб.11)
Таблица 11. Интересуешься ли ты научной деятельностью
(% ответивших)
Самочувствие в группе | % ответивших |
да | 44 |
нет | 56 |
43% (416 чел.) планируют активно заниматься научной деятельностью в процессе обучения в УдГУ. 53 % ответили, что не будут активно ею заниматься (таб.12)
Таблица 12. Планируешь ли ты активно заниматься научной деятельностью в процессе дальнейшего обучения в УдГУ?
(% ответивших)
Самочувствие в группе | % ответивших |
Да | 43,3 |
скорее да, чем нет | 1,2 |
скорее нет, чем да | 0,2 |
нет | 53,2 |
затрудняюсь ответить | 1,6 |
Более половины студентов (около 70%) хорошо знают всё в университете. Лишь 10 % студентов плохо ориентируются в вузе или не располагают информацией о службах и структурах университета (таб.13)
Таблица 13. Можешь ли ты сказать, что хорошо знаешь, что и где находиться в университете
(% ответивших)
Самочувствие в группе | % ответивших |
да | 22,1 |
я знаю то, что мне необходимо для обучения и полноценной студенческой жизни, но при желании могу выяснить что-то подробнее | 68,8 |
бывает, что я не могу найти то, что мне нужно (недостаток информации) | 8,5 |
я плохо ориентируюсь в вузе, так как информации о службах и структурах университета очень мало | 0,7 |
Вывод
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Более половины студентов 59% отметили, что процесс адаптации прошел быстро и успешно, лишь для 17% он оказался трудным и долгим. Можно предположить, что проводимые мероприятия по адаптации первокурсников создают условия эффективного взаимодействия с первокурсниками, охватывают более половины студентов-первокурсников, и позволяют им быстрее и эффективнее адаптироваться к студенческой жизни, учебному процессу.
Из наиболее эффективных факторов успешной адаптации студенты-первокурсники отметили: совместные с однокурсниками коллективные дела (44%), кураторские часы и деятельность куратора (23%), друзья-старшекурсники (23%), знакомые вне университета, Мероприятия Студенческих советов. Мы можем предположить, что адаптация студентов-первокурсников происходит эффективнее при создании дружеской атмосферы в учебной группе при совместных коллективных делах, успешность адаптации зависит от работы кураторов и актива факультета, а также от поддержки со стороны близких и родных вне университета.
В группах студенты отмечают дружеские и непринужденные отношения, чувствуют себя комфортно (около 86%). 5% опрашиваемых говорят, что у них сложились негативные отношения с одногруппниками. По этим результатам можно предположить, что работа по адаптации и сплочению коллективов в студенческих группах проведена успешно. Необходимо направить усилия на диагностику межличностных отношений с целью выявления негативных проявлений в группе, конфликтов, а также на дальнейшее создание позитивных ситуаций для студентов, находящихся в конфронтации с одногруппниками.
Мнения по поводу частоты проводимых внеучебных мероприятий в группе, в которых участвовало более половины студентов группы, разняться. Около 40% студентов, что мероприятия проводились часто, а другие 40 % - редко. Мы предполагаем, что учебная деятельность и отношения по ее поводу находятся в приоритете перед внеучебными мероприятиями, но необходимость их проведения достаточно высокая, так как есть факты негативных отношений в студенческих группах. Внеучебные мероприятия же являются одним из факторов успешной адаптации студентов и формирования сплоченного коллектива.
Примерно половина студентов отмечают со стороны куратора и его деятельности поддержку и помощь. Около 150 человек говорят, что деятельность куратора ограничилась несколькими встречами в начале учебного года. А 20% (192 чел.) студентов приводят ответы отсутствия какой-либо помощи со стороны куратора. Можно предположить об отсутствии мотивации в кураторской деятельности, возможно, это связано с недостатком эффективных «рычагов» воздействия на студентов и ресурсов для формирования позитивных отношений с группой в целом, а также большой загруженностью преподавательской работой.
Из функций, часто выполняемых кураторами академических групп, студенты отметили: информирует о мероприятиях и событиях на факультете и в УдГУ, делиться жизненным опытом и дает полезные советы, помогает решать проблемы группы, связанные с учебным процессом (расписанием, сдачей экзаменов, преподавателями и т.д.). Это отметили около 70% опрашиваемых. Меньше всего 19% (190 чел.) отметили выполнение такой функции как помощь в решении вопросов прикрепления к профилирующей кафедре, информирование о научных событиях в УдГУ.
12,3 % (128 чел.) студентов отмечают, что не знают, кто такой куратор и\или куратор не выполняет свои функции. Около 10% студентов отмечают низкое качество работы куратора. Мы можем предположить, что некоторые кураторы академических групп уклоняются от своих обязанностей и не взаимодействуют с группой. Возможно, это связано с низкими мотивационными стимулами в работе куратора (оплата труда, несовместимость научных интересов с работой в группе, отсутствие достаточной информации в решении проблем группы и т.д.), загруженностью преподавательской и научной деятельностью, а также делегирование своих обязанностей помощникам кураторов и отсутствие контроля за их исполнением.
Из часто встречаемых проблем, связанных с учебным процессом, студенты отмечали:
· Высокую учебную нагрузку
· Необходимость выполнять большое количество самостоятельных и контрольных работ за небольшой промежуток времени
· Сложность в понимании БРС
· Проблемы при сдаче сессии
Менее всего встречалась проблема 7,7 % (74 чел.) – конфликты с преподавателями
10,4 % (100 чел.) отметили, что им не хватало человека, способного дать консультацию по учебным вопросам
Около 20 % (180 чел.) отметили, что не встречали особых проблем в учебном процессе.
Мы предполагаем, что большая часть проблем в учебном процессе связана с неумением правильно распределять время и ресурсы, планировать свою деятельность, отсутствием мотивации к обучению и отсутствием общеучебных навыков (навыки запоминания, навыки поиска информации, навыки аргументирования, навыки публичного выступления и т.д.). Таким образом, необходимо предоставлять информацию по вопросам обучения данным навыкам, совершенствовать посредническую функцию кураторской деятельности по поиску информации, ресурсов, ориентации в университете и учебном процессе, повышать мотивацию студентов за счет их участия в научных мероприятиях, спортивной и внеучебной деятельности, наладить работу со старостами групп для быстрого реагирования на появление учебной, внеучебной проблемы, проблем межличностных взаимоотношений студентов с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками вуза.
Интерес к научной деятельности находится на низком уровне. Возможно, научная работа в данном случае не видится перспективой обучения, так как с содержанием этого понятия большинство студентов не знакомы и не представляют его сущности.
Ориентация в вузе у большинства студентов проходит успешно. Более половины студентов (около 70%) хорошо знают всё в университете. Лишь 10 % студентов плохо ориентируются в вузе или не располагают информацией о службах и структурах университета. Мы предполагаем, что работа по информированию студентов о пространстве вуза, его учреждениях и структурах проводится эффективно за счет большого количества внеучебных мероприятий, проводимых кураторами, преподавателями, деканатом, структурными подразделениями внеучебно-воспитательной работы.
Рекомендации:
Полученные статистические данные и выводы из них, позволяют нам сформулировать следующие проблемные и перспективные зоны развития:
· Совместные с однокурсниками коллективные дела, кураторские часы и деятельность куратора, взаимодействие с активом факультета как главные факторы успешной адаптации студентов-первокурсников к жизни в университете;
· Формирование позитивных межличностных отношений как способ мотивации студента к совместной коллективной деятельности, к успешной учебной деятельности;
· Негативные проявления в группе, конфликты;
· Конфликты с преподавателями;
· Низкий уровень мотивационных стимулов в работе куратора (оплата труда, несовместимость научных интересов с работой в группе, отсутствие достаточной информации в решении проблем группы и т.д.);
· Частичное неисполнение кураторских обязанностей;
· делегирование кураторских обязанностей помощникам кураторов, отсутствие контроля за их исполнением;
· неумение студентов правильно распределять время и ресурсы;
· неумение студентов планировать свою деятельность;
· отсутствие мотивации студентов-первокурсников к обучению;
· отсутствие общеучебных навыков (навыки запоминания, навыки поиска информации, навыки аргументирования, навыки публичного выступления и т.д.);
· отсутствие интереса к научной деятельности в вузе
Исходя из анализа полученных данных и перечня выявленных проблемных и перспективных зон, мы можем дать рекомендации работы со студентами первого курса.
1. Разработка и реализация тренингов на темы:
· «Эффективное распределение бюджета»;
· «Мотивация к обучению»;
· «Личностный рост»;
· «Управление своими эмоциями»;
· «Целеполагание»;
· «Планирование времени как способ всё успевать»
· «Работа с информацией» и т.д.
2. Информирование студентов о социальной службе ВУЗа, Психологической службе, Центре занятости;
3. Совершенствование посреднической функции кураторской деятельности по поиску информации, ресурсов, ориентации в университете и учебном процессе;
4. Повышение мотивации студентов за счет их участия в научных мероприятиях, спортивной и внеучебной деятельности;
5. Работа со старостами групп для быстрого реагирования на появление учебной, внеучебной проблемы, проблем межличностных взаимоотношений студентов с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками вуза;
6. Усилить работу кураторства, для получения актуальных запросов группы о возникших проблемах, конфликтах, передачи информации, создания мотивации к обучению и внеучебной деятельности;
7. Разработка алгоритма взаимодействия кураторов академических групп с помощниками, контроль за исполнением делегированных обязанностей;
8. Диагностика негативных проявлений в группе с целью своевременного проведения необходимых мероприятий по их решению.