Отчет по анкете первокурсника (февраль 2014)
Цель исследования: выявление уровня адаптации у студентов первокурсников.
В исследовании приняло участие 959 студентов 1 курса, обучающихся на следующих факультетах Удмуртского государственного университета: БХФ, ГФ, ИГЗ, ИИиД, ИИЯЛ, ИППСТ, ИПСУБ, ИСК, ИФ, ИЭиУ, МФ, ИНиГ, ФЭФ, ФЖ, ФИТиВТ, ФСФ, ФФ.
Более половины студентов 59% (567чел.) отметили, что процесс адаптации был нетрудным и недолгим. Для 17% (169чел.) он оказался трудным и долгим, а для 17,7% никакой адаптации не потребовалось, они сразу влились в студенческую жизнь (таб.1)
Таблица 1. Трудно ли тебе было привыкать к студенческой жизни
(% ответивших)
| Процесс адаптации | % ответивших |
| Да, процесс адаптации был трудным и долгим | 17,6 |
| Нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим | 59,1 |
| Никакая адаптация не требовалась, я сразу почувствовал (-а) себя студентом | 17,7 |
| Затрудняюсь ответить | 5,6 |
44,5% (427 чел.) студентов отметили, что в адаптации им помогли совместные с однокурсниками коллективные дела, около 23% (200-220 чел) – кураторские часы и деятельность куратора, друзья-старшекурсники, друзья, знакомые вне университета, Мероприятия Студенческих советов. (таб.2)
Таблица 2. Кто или что помогло тебе адаптироваться к новой роли студента
(% ответивших)
| Помощь в адаптации оказывали | % ответивших |
| Мероприятия, организованные Студенческим советом | 20,7 |
| Кураторские часы и деятельность куратора группы | 23,5 |
| Совместное с однокурсниками участие в коллективных делах | 44,5 |
| Работа деканата | 10,7 |
| Преподаватели | 15,8 |
| Внеучебные мероприятия, проводимые в вузе Управлением по внеучебной и воспитательной работе и Центральным студсоветом | 18,2 |
| Друзья-старшекурсники | 22,6 |
| Друзья, подруги, знакомые, не являющиеся студентами УдГУ | 22,9 |
| Никто и ничто | 15,9 |
Отношения с одногруппниками студенты охарактеризовали как дружеские и непринужденные (ответы под №1 и №2) – около 86% (833 чел.).
10, 2% (98 чел) студентов отметили, что близких друзей в группе у них нет. Около 5% (52 чел.) студентов относятся к одногруппникам негативно, и стараются не общаться с ними. (таб.3)
Таблица 3. Как ты можешь охарактеризовать свои отношения с одногруппниками
(% ответивших)
| Отношения с одногруппниками | % ответивших |
| Практически со всеми поддерживаю дружеские отношения | 43,5 |
| С некоторыми ребятами дружу, а к остальным отношусь просто как к знакомым | 43,2 |
| Со всеми общаюсь как со знакомыми – близких друзей у меня нет | 10,2 |
| К некоторым в группе отношусь негативно | 2,6 |
| Многих в группе недолюбливаю | 1,5 |
| Стараюсь не общаться с одногруппниками | 1,2 |
Более половины студентов 53,7% (515 чел.) отмечают, что у них в группе сложился дружный коллектив, 19,6% (188 чел.) – отмечают, что в группе выделился актив, а 25% (240 чел.) – что появились микрогруппы. Лишь 1% (8чел.) отмечают конфликты в своей группе (таб.4)
Таблица 4. Оцени взаимоотношения студентов твоей группы
(% ответивших)
| Взаимоотношения в группе | % ответивших |
| У нас сложился дружный коллектив | 53,7 |
| Выделились активные, но большинство пассивно | 19,6 |
| Все разделились на компании | 25,02 |
| Мы равнодушны друг к другу, у многих интересы вне группы | 4,3 |
| В нашей группе часто возникают конфликты | 0,8 |
Более половины студентов 92% (1506 чел.) отмечают, что они комфортно чувствуют себя в своей группе. Лишь 4 % отмечают, что чувствуют дискомфорт, общаясь с одногруппниками. (таб.5)
Таблица 5. Как ты чувствуешь себя на сегодняшний день в группе
(% ответивших)
| Самочувствие в группе | % ответивших |
| вполне комфортно | 64,9 |
| скорее комфортно, чем нет | 27,1 |
| скорее некомфортно, чем комфортно | 2,9 |
| некомфортно | 1,14 |
| затрудняюсь ответить | 4,2 |
Мнения по поводу частоты проводимых внеучебных мероприятий в группе, в которых участвовало более половины студентов группы, разняться. Около 40% студентов, что мероприятия проводились часто, а другие 40 % - редко (таб.6)
Таблица 6. Как часто проводились в твоей группе внеучебные мероприятия
(% ответивших)
| Частота проводимых внеучебных мероприятий в группе | % ответивших |
| часто | 37,9 |
| редко | 34,7 |
| очень редко | 11,6 |
| не проводились вообще | 4,3 |
| затрудняюсь ответить | 11,5 |
Около половины студентов 49% (471 чел.) отметили, что чувствуют постоянную поддержку и помощь со стороны куратора. 15 % (144 чел.) отмечают, что куратор оказывал помощь лишь в первое время. 20 % (192 чел.) говорят о том, что куратор не поддерживает и не помогает (таб.7)
Таблица 7. Как ты можешь описать деятельность куратора твоей академической группы
(% ответивших)
| характеристики деятельности куратора | % ответивших |
| чувствую постоянную помощь и поддержку со стороны куратора | 49,1 |
| куратор оказывал помощь и поддержку лишь в первое время | 15 |
| куратор поддерживает и помогает редко | 7,4 |
| не чувствую от куратора ни помощи, ни поддержки | 12,6 |
| затрудняюсь ответить | 16,3 |
Из функций, часто выполняемых кураторами академических групп, студенты отметили: информирует о мероприятиях и событиях на факультете и в УдГУ, делиться жизненным опытом и дает полезные советы, помогает решать проблемы группы, связанные с учебным процессом (расписанием, сдачей экзаменов, преподавателями и т.д.). Это отметили около 70% опрашиваемых. Меньше всего 19% (190 чел.) отметили выполнение такой функции как помощь в решении вопросов прикрепления к профилирующей кафедре, информирование о научных событиях в УдГУ. 12,3 % (128 чел.) студентов отмечают, что не знают кто такой куратор и \или куратор не выполняет свои функции (таб.8)
Таблица 8. Какие функции выполняет куратор
(из личного опыта взаимодействия с ним)
(% ответивших)
| Функции куратора | % ответивших |
| информирует о мероприятиях и событиях на факультете/институте и в УдГУ | 66,9 |
| делиться жизненным опытом и дает полезные советы | 45,5 |
| помогает решать проблемы группы, связанные с учебным процессом (расписанием, сдачей экзаменов, преподавателями и т.д.) | 50,8 |
| помогает решать проблемы и нужды отдельных студентов | 27,3 |
| помогает организовать внеучебные мероприятия внутри группы | 23,6 |
| Знакомит с правами и обязанностями студента УдГУ, а также различными правовыми документами университета | 28,7 |
| помогает создать в группе теплую и дружескую атмосферу | 23,3 |
| помогает в решении вопросов прикрепления к профилирующей кафедре, информирует о научных событиях в УдГУ | 19,8 |
| другое | 0,6 |
| куратор не выполняет ни одну из перечисленных функций | 6,3 |
| я не знаю зачем нужен куратор группы и что он должен делать | 6,9 |
Почти половина опрашиваемых студентов 46 % (447 чел.) отмечают высокое качество работы своих кураторов, а 10 % - низкое качество работы (таб.9)






