На занятиях нужно быть предельно внимательным и запоминать все, что говорит преподаватель

Как работать на лекции?

Вопреки расхожему в студенческой среде мнению, что лекция – это труд только преподавателя, рассмотрим, а что же приходится делать студенту на лекции, чтобы не пропало попусту затраченное время и полученные знания в дальнейшем были использованы наиболее эффективно.

Надо почти одновременно выполнять много разных дел:

- внимательно следить за развитием мысли преподавателя;

- стараться понять излагаемое, сопоставляя со своим знанием, опытом, памятью, кругозором;

- записать (и зарисовать) материал лекции.

Наибольшую трудность вызывает составление конспекта.

Цель составления конспекта:

- фиксирование материала с возможностью повторения в любое время;

- возможность использования и другими лицами;

- создание не только полезного, но и эстетического произведения (он должен быть и красив);

- закрепление связи ярких ассоциаций со смыслом, идеями.

Необходимо:

1. Перед началом лекции осознать ее название и поставить перед собой цель понять ее как можно глубже и записать как можно больше.

2. Вдуматься в план занятий, предложенный преподавателем, и на основе этого плана представить то, о чем идет речь.

3. Внимательно слушая лекции, обязательно вести ее запись в виде конспекта. Недаром народная мудрость гласит: «Самые бедные чернила, лучше любой памяти».

4. Выписывать следует: основные положения, важнейшие аргументы, самые яркие факты, названия.

5. Во внеаудиторное время лекцию следует обработать, дописать сокращения, на основе источников, указанных преподавателем, дополнить лекцию фактами и основными положениями.

На чем писать лекцию?

Лучше на больших по формату тетрадях (типа журнала, амбарной книги). Тогда Вы эффективно будете использовать свое зрение для одномоментного охвата почти всей лекции. Проблем с запоминанием, повторением, связями и подчиненностью разделов будет меньше. А если еще и цвет имеется (подчеркивания, точки, стрелки и пр.), эффект еще больше возрастает.

Чем писать конспект?

Лучше черным «шариком» (хорошо иметь запасную ручку). Высший пилотаж – трехцветная ручка (не три, а одна). Это позволяет делать цветовой акцент без затраты времени на поиск фломастера или ручки.

Как внимательно работать на лекции?

1. Приведи себя в боевое состояние внешне, то есть сядь, подберись внутренне, настройся слушать и убеди себя, что слушать сегодня необходимо.

2. Следи за рассказом преподавателя, старайся запомнить его: вам нужно понять, следить за мыслью. Старайся понять, да получше, и тогда многое запомнится, само собой.

3. Чтобы легче было следить за мыслью преподавателя, не упускать ее, старайся сам мысленно работать. У тебя две работы: первая – задавать себе вопросы: почему так? Если они остаются без ответа, спросить преподавателя; вторая – мысленно составлять в уме план рассказа преподавателя, то есть делить рассказ на части. Отметить про себя: «Так, это первое понятно… теперь второе, третье…». Эта работа ума помогает вниманию.

Что и сколько записывать?

Типичные ошибки – ничего не записывать и все записывать. В первом случае – лекция пропадает (все равно все не запомнишь и повторить будет невозможно). Во втором – все равно не успеешь, так как обычный темп «говорения» лектором 100 –120 слов в минуту, а обычная запись (без сокращений) всего 20. Поэтому записывать надо лишь главное и использовать систему сокращений. Такая система дает возможность высвободить время для размышления, понимания материала. Человек мыслит в 10 раз быстрее, чем пишет, поэтому студент может успевать соображать.

Записывать лекции надо не дословно, а перерабатывая (если не идет простая диктовка), превращая в тезисы, в «свои слова». Система сокращения должна обеспечить скорость записи 40-70 слов в минуту. Этого будет достаточно.

Обычно такую систему каждый студент непроизвольно составляет сам. Но есть смысл помочь ему в этом. Система сокращений должна включать:

- математические знаки и «квантеры»: >, <, =, ->, f (…), = f (…), lim, ->lim, opt, min, max, const, var, млн, тыс, млрд;

- соединения математических знаков и символов: чем >t…, t^, tI, t, если t^, то pI, p=const;

- пиктограммы или стилизованные картинки: L – швеллер, L – уголок;

- знаковая символика, выражающая личное отношение к материалу:!,?, ого!,?!, и т.д.;

- общепринятые сокращения: м.б- может быть, см. – смотри, и т.д., т.к., т.н. – так называемый, к-л. –какой-либо, и др., и пр., и т.п., ->- отсюда следует, и.тд.;

- применение разделительных знаков: т/б – техника безопасности, ф/х – физико-химический, с/х – сельскохозяйственный, п/пр – полупроводники, ср/ар – среднеарифметическое.

- Сокращения, относящиеся к какому-либо курсу, могут включать:

- Символику, принятую в данной дисциплине: t-время, T- температура, p- давление и т.д.;

- Ключевые слова, представляющие сокращения в данной дисциплине: св. – сварка, д. – давление, УЗК – ультразвуковые колебания, Ч- человек, Л – личность, Д- деятельность;

- Сокращения длинных слов: к-та – кислота, ПрСт – прибавочная стоимость, с/с- себестоимость, ц/б.с – центробежная сила, эн-я – энергия, эн-ка – энергетика, кап-м – капитализм, г/д-ка- гидродинамика;

- Использование иностранных слов; if – если, ex – например, log, const- постоянно, aq- вода, lim.

Необходимо уметь быстро и четко рисовать. Часто студенты много времени тратят на зарисовывание. Полезно тренироваться, иметь карандаш, линейку. Раскрашивать рисунки и схемы лучше дома при работе над конспектом.

Где сидеть?

Ну, конечно, не в конце аудитории (не видно, не слышно, много отвлекающих моментов), не сбоку на первом ряду (блики от доски, «ночное» видение). Лучше - посередине, ближе к доске. Тогда работают оба полушария мозга, оба поля зрения. Усиливается эмоциональность восприятия. Да и лектор Вас примечает, именно с Вами говорит во время изложения материала.

Учись конспектировать

1. Внимательно ознакомься с произведением.

2. Определи цель составления конспекта.

3. Конспект следует писать от имени составителя.

4. После цитат нужно указывать станицу произведения.

5. Выделяй слова, фразы, абзацы.

6. Нельзя искажать мысли автора.

7. Конспект пишется четко и разборчиво.

8. Конспект поможет выделить главное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: