1. Пение гамм. Настройся - сыграй тонику или звук «ля». Изучаемую гамму пой следующими способами:
· Ровными четвертями с названием всех знаков;
· Не произнося названия знаков, пой гамму в ритмах: пунктиром, синкопой, триолями, четверть две восьмые
· Сыграй помеху, снова спой гамму.
· Один звук играй, следующий пой;
· То же – по два, три звука.
· Пой гамму с ostinato (после каждой ступени ход: YII - I; I - III – Y; III - Y - I и т.д)
· Пой гамму от II до II, от III до III и т.д. ступени.
· Пой гамму как последовательность интервалов «ломаными линиями»:с¹↑ h¹↓d¹↑a¹↓e¹↑g¹↓f¹
· Пой гамму в терцию, сексту, кварту, квинту.
· Пой гамму вверх, одновременно играя вниз.
2. Пение ступеней. Настройся.
· Спой попевку «I, II-I, III-II-I, IV III II I, V VI VII I, VI VII I, VII I»
· Спой устои, неустои с разрешением; опевание;
· Спой попевку: «II-I, IV-III, VI-V, VII-I; VII-I; VI-V, IV-III, II-I»
· Спой попевку «I- II, I – II – III, I – III – V – IV, I – III – V, I – III – V – VI, I -ꜜV – VI, I – VII – I.
· Ступени вразброс (открой телефонную книжку и пой номера своих знакомых).
· Пой знакомые мелодии, называя ступени лада.
3. Пение интервалов ( тритоны, характерные) и интервальных цепочек:
· Снизу вверх;
· Сверху вниз;
· Нижний играй – верхний пой
· Верхний играй – нижний пой
· Триолями: голос верхний - нижний - верхний
фортепиано нижний - верхний – нижний
· Представь внутренним слухом отработанный интервал
4. Пение аккордов и аккордовых последовательностей:
· Пой гамму параллельными секстаккордами, квртсекстаккордами.
· Пой аккорд с разной последовательностью тонов. Напр.: прима - квинта – терция; квинта – прима - терция
· Отрабатывай изучаемые обороты, аккордовую цепь следующими приёмами:
играй на инструменте, внимательно вслушиваясь
играй и называй исполняемое вслух
играй, пропевая бас нотами
играй, пропевая бас номерами ступеней
пой, подыгрывая бас
пой в возвратом к басу
пой без инструмента
Чтение с листа
1. Ознакомься с номером, обрати внимание на название, размер, тональность, темп, характер.
2. Выдели структурные элементы (фразы, предложения) и их соотношение между собой (наличие варьированных или точных повторов, секвенций).
3. Выяви и проработай ритмические трудности.
4. Просольмизируй номер (прочитай ноты в ритме с тактированием)
5. Найди звуки, на которые можно «опереться» при интонировании.
6. Настройся, исполни вне ритма наиболее сложные интонационные ходы.
7. Спой с тактированием.
8. Пой, чередуя по фразам – вслух и «про себя».
9. Исполняй номер, чередуя пение и игру на фортепиано (устои– неустои; по фразам).