Как организовать свои занятия

Памятка для первокурсников

В современных условиях функция преподавателя – не только передавать знания своим ученикам, но организовать и руководить познавательной деятельностью учащихся, в том числе и самостоятельной. На огромное значение самостоятельной работы указывали такие виднейшие педагоги и просветители, как Я.Каменский, Ж.Руссо, А. Дистервег, К.Ушинский. Из общей педагогики хорошо известно, что только в самостоятельной работе знания, умения и навыки, становятся личным достоянием учащегося.

 В овладении музыкальным искусством как нигде более очевидна необходимость самостоятельной работы. Практическое овладение слуховыми и исполнительскими навыками требует постоянной, по существу ежедневной тренировки и специальных упражнений. Как верно заметили Н. Яковлев и А. Сохор в книге «Методика и техника урока в школе»: «Если смотреть на домашнее задание с точки зрения учителя, то оно – конец работы. Если же посмотреть …глазами ученика…- далеко не конец».

Самостоятельная работа - это планируемая работа учащихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Методика гласит: содержание домашнего задания должно быть абсолютно ясным, а потому при разъяснении необходимо полное внимание всего класса. Наконец, важнейшее правило – учащиеся должны знать не только что нужно сделать, но и как.

Правильно организованная домашняя работа не только позволяет закрепить знания и умения, которые были получены на уроке, но также нацелена на их пополнение и расширение. Она формирует у учащихся навыки самоконтроля, воспитывает ответственность, прилежание, упорство в достижении поставленной цели. Самостоятельная работа также развивает способность самостоятельно решать проблему, находить конструктивное решение.

Основные навыки и умения самостоятельной работы должны формироваться в школе. Однако на первом курсе в большинстве случаев учащиеся проявляют неумение работать самостоятельно, невладение рациональными приёмами учения, что ведёт к затяжному процессу адаптации в новом учебном заведении. Методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся – один из способов решения задачи управления познавательной деятельностью первокурсников. Среди множества задач, стоящих перед преподавателем сольфеджио, выделяется формирование умения учащихся правильно организовать учебный труд, ведь развитие слуха требует немало домашнего труда.

Какие проблемы возникают и нуждаются решения в первую очередь?

1.Подавляющее большинство учащихся выполняет домашнее задание накануне урока. При этом пытаются охватить весь объём задания сразу. То, что не получается, вызывает непонимание, так и остаётся невыполненным. А это влечёт за собой необходимость выполнения двойного задания к следующему уроку. В результате – перегрузка, неудовлетворённость собой, предметом, педагогом. Таким образом, в первую очередь необходимо помочь учащимся выработать грамотный, рациональный режим учёбы.

2 .Невыполнение домашних заданий может быть вызвано рядом абсолютно разных причин. Но в любом случае не может не сказываться на качестве освоения программного материала, создаются пробелы в знаниях, система навыков не формируется. Сделать выполнение домашнего задания безусловным можно разными приёмами: формирование мотивации, использование увлекательных творческих форм домашней работы, объяснение цели (понимая её, учащиеся прилежнее и охотнее выполняют задание). Заинтересовав учащихся творческими заданиями, педагог в то же время обязан приучить их к регулярности и дисциплине в выполнении всего комплекса домашних упражнений. Количество творческих и академических заданий должно находиться в равновесии.

3.В педагогической практике порой встречаются учащиеся старательные, усердные, но мало результативные, проблема которых – в неумении эффективно использовать время и силы, отсутствии навыков самоконтроля.

4. Индивидуальная работа менее результативна, чем малогрупповая. Если в ней участвуют 2-3 человека, усиливаются факторы мотивации, взаимной интеллектуальной активности и взаимного контроля.

Современные педагогические требования к домашнему заданию таковы:

· Чёткая постановка задач.

· Наличие алгоритма, методики выполнения задач.

· Мотивация.

· Чёткие определение форм отчётности и сроков сдачи. Неотъемлемой составляющей процесса обучения является контроль. Учащиеся заранее получают графики проведения контрольных работ, а значит, имеют возможность рассчитывать силы, планировать свой интеллектуальный труд.

· Указание времени консультационной помощи. Передовая практика показывает, что положительное влияние на формирование дисциплинированности оказывает организация регулярных консультаций во внеурочное время.

С целью интенсификации самостоятельной работы учащихся предлагается памятка первокурснику, это - рекомендации по организации и методике самостоятельной работы, порядке выполнения домашних работ, подготовке к контрольным урокам, сессии.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОИ ЗАНЯТИЯ

1. Составляй списки дел.

2. Устанавливай себе сроки выполнения заданий чуть более жёсткие, чем предложены преподавателем. Чувство удовлетворения от того, что работаешь с опережением, придаст уверенность.

3. Избегай накопления незавершённых заданий. «Хвосты» не позволяют двигаться вперёд.

4. Хочешь, чтобы результат от выполнения домашнего задания был минимальным? – готовься накануне урока. Нет? - раздели задание на части и выполняй ежедневно понемногу.

5. Эффективно используй время и силы: выполняй задание максимально точно. Допустив ошибку, исправься и закрепи верно выполненное задание.

6. Чередуй формы работы. Один час пения номеров принесёт меньше пользы, чем по 15 минут чтения с листа, вокальных упражнений в ладу и от звука и слухового анализа. И устанешь меньше!

7. Используй каждую минуту свободного времени. Даже у очень занятых людей могут найтись 10-15 «вольных» минут. Всегда имей с собой что-то, чем можно заняться, стоя в очереди или выжидая «форточку».

8. Постоянно закрепляй пройденный материал. Информацию, чтобы улеглась, непременно нужно повторять. Для безошибочного воспроизведения – 4 раза, а чтобы закрепилась в памяти прочно и надолго – не менее 6 раз. Только не подряд! Распределить повторения следует так, чтобы первое было через 10-15 минут, а последнее – примерно через сутки. Причём особенно эффективно повторение перед сном – оно сокращает забывчивость вдвое.

9. Записи, которые ты делаешь на занятиях – важнейший информационный источник. Не допускай механической регистрации услышанного. Копировать, не осмысляя, все равно, что не записывать вовсе. По возможности сравнивай свои конспекты с конспектами других, дополняй и корректируй их.

10. Повторяй теорию вслух. По возможности занимайся вместе с сокурсниками. Объясняя друг другу, вы сами эффективнее усваиваете информацию.

11. Если работоспособность включается сразу – начинай с трудных заданий; если в работу включаешься постепенно – начинай с простых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: