Процедурные иехшвгри: фашишация и медиящя


 




278


 

3. Установить критерии для оценки решений данной проблемы.

4. Генерировать альтернативные решения.

5. Оценить решения.

6. Выбрать лучшее решение.

7. Выработать план действий по реализации данного решения по следующей схеме: пункт плана — его цель — начало и конец работы по выполнению — ресурсы — ответственный за выполнение.

8. Осуществить эти действия.

9. Оценить результаты работы (а также роль в них фа-силитации).

Генеративную работу предпочтительнее вести с по­мощью метода «мозговой атаки». «Мозговая атака» (мозговой штурм, метод «Дельфи», метод «635» и пр.) есть способ генерации идей, с помощью которых в даль­нейшем можно решить ту или иную проблему. Осново­полагающим правилом здесь является отказ от всякой критики выдвигаемых идей. Члены группы первона­чально просто проговаривают идеи без анализа их цен­ности и оценки реалистичности, без боязни показаться глупыми или быть неправильно понятыми. Отсутствие сдерживающих препятствий способствует тому, что од­на мысль стимулирует другую, по поводу высказывания одного рождаются различные ассоциации у других, и в результате получается целый портфель идей.

При организации «мозговой атаки» фасилитатор может придерживаться следующего сценария [б, с. 191-193].

До мозговой атаки:

1.

3.

Определить групповую цель. Стимулировать груп­пу к размышлению о том, что она хотела бы полу­чить в результате «мозговой атаки». В случае, если компетенция членов группы по об­суждаемой проблеме недостаточна, пригласить к участию в обсуждении экспертов, хорошо инфор­мированных по данной проблеме. Ограничить число участников обсуждения, имея в виду, что «мозговая атака» наиболее эффективна, когда состав группы не превышает 10—12 человек. Сменить привычную для членов группы обстанов­ку. Подобрать такие время и место (например, заго-


родный пансионат), которые контрастировали бы с обстановкой обычных дискуссий. 5. Создать неформальную атмосферу. Вполне допус­тимо снять галстуки и пиджаки, обращаться друг к другу просто по именам, вести разговор за чаем, кофе, пивом или коктейлями.

Во время мозговой атаки:

1. Посадить участников рядом, лучше в круг или полу­крут. Раздать каждому вспомогательные материалы по проблеме. Тот факт, что участники команды си­дят бок о бок, сам по себе стимулирует желание со­обща заняться проблемой.

2. Поощрять генерацию идей и самому (в качестве ве­дущего) генерировать их. Помочь участникам «моз­говой атаки» дать волю своему воображению и вы­двинуть большое количество идей, подходя к во­просу со всех возможных сторон. Приветствовать даже самые фантастические идеи.

3. Осуществлять модерацию (фиксировать на доске или листе бумаги) всех выдвинутых идей (это мо­жет делать специально выбранный протоколист), записывая их так, чтобы всем было видно. Визуаль­ная фиксация идей создает у группы ощущение коллективного достижения, снижает возможность повторения и стимулирует новые идеи.

После окончания генерации идей:

1. Уменьшить список идей (за счет сведения сходных воедино). Выделить консенсусные (самые приемле­мые) идеи.

2. Сформировать рейтинг (иерархию) оставшихся идей.

3. Детализировать самые лучшие идеи, обсудить пути их улучшения. Можно предложить членам группы начинать такое обсуждение со слов: «Данная идея станет лучше, если...».

■ 11.3. Понятие медиации _________________

Медиацияэто либо разрешение организацион­ных конфликтов, либо разрешение некоторых разно­гласий (например, через изображение на рисунке) и со-


гласование (если возможно — сразу, в противном слу­чае — работа по подгруппам, а потом согласование).

Медиация — это процедура прогрессивного вме­шательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) пла­номерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого согла­шения, которое соответствовало бы их интересам.

Попробуем сравнить технологии фасилитации и медиации. Несмотря на то, что у медиаторской про­цедуры много общего с технологией фасилитации, на­блюдаются существенные различия.

Итак, медиацию (посредничество) в первую оче­редь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Ме­диатор сначала ослабляет конфликт, затем подготавли­вает почву для принятия взвешенных решений и, на­конец, его действия позволяют разрешить некоторую проблему. В любом случае существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его уча­стниками и переведен на управляемый уровень.


Медиация в большей степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать конфликт и состав­лять план действий, чем на углублении в личные исто­рии и проблемы. Медиатора должно больше интересо­вать настоящее и будущее, нежели прошлое. Медиация ставит задачи, ведущие к достижению желаемой цели, и ориентирована преимущественно на результаты.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: