Глава 11
ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ФДСИЛНТДЦНЯ И МЕДИАЦИЯ
Вот моргает мне, гляжу, председатель:
Мол, скажи свое рабочее слово!
Выхожу я, и не дробно, как дятел,
А неспешно говорю и сурово:
«Израильская, — говорю, — военщина
Известна всему свету!
Как мать, — говорю, — и как женщина
Требую их к ответу!»
А. Галич. О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира
11.1. Понятие фасилитации, групповая эффективность
11.2. Этапы фасилитации. Мозговая атака
11.3. Понятие медиации
11.4. Стадии процесса медиации
В процессе работы организации мы постоянно сталкиваемся с проблемой: каким образом лучше организовать мероприятие, чтобы облегчить достижение того или иного результата? Корни такой проблемы кроются в решении целого ряда процедурных вопросов, таких как учет и интерпретация мнения каждого участника, составление сценария действий на каком-либо мероприятии, умение принять решение в ограниченные сроки, возможность обойти конфликты в ходе обмена мнениями и найти оптимальный режим всех согласований.
Понятие фасилитации
На помощь приходит широко распространенная на Западе, но менее известная в России процедура фасилитации. В принципе фасилитация — это не что иное, как эффективная технология решения проблем групповой работы.
В узком смысле фасилитация — это предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе кото-
273
274
Глава 11
рых клиенты делают выводы. Фасилитатор задает процедуру, которая дает участникам возможность понять проблему и ее очевидность и отрабатывает какие-то навыки. Например, группе дается задание построить из фиксированного набора вещей нечто с целью более досконально отследить командную работу и работу лидера.
Фасилитация представляет собой процесс, где специалист (фасилитатор), приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий права принимать решение, помогает группе улучшить способы идентификации проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности [6, с. 182]. Фасилитация постепенно вытесняет такие широко практикуемые, но недостаточно результативные способы решения проблем, как дискуссия, обмен мнениями, административное решение, волевой приказ.
Установлено, что возникновение феномена фаси-литации зависит от характера выполняемых человеком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых видов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость фасилитации от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим [6].
Различают базовую фасилитацию, когда процессом управляет фасилитатор, предлагая группе наиболее эффективные, с его точки зрения, приемы работы, и развивающую фасилитацию, когда члены группы сами ведут процесс обсуждения и принятия решений, а фасилитатор лишь корректирует его, подсказывая, как быстрее или конструктивнее решить проблему. Разница заключается в том, что в первом случае фасилитатор сам делает нечто для группы, а во втором — скорее обучает группу выполнению аналогичной задачи собственными силами.
Итак, независимо от вида, фасилитация — это всегда процесс, проходящий внутри некой группы людей. Во внимание принимаются все формы и способы вза-
■рцвиные юехшв21у: фасшдацн ■ меднщ ________________
имодействия внутри группы: как члены группы комму-ницируют друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты. И наблюдая за этим процессом со стороны, фасилитатор повышает групповую эффективность прежде всего за счет улучшения процесса совместной работы, а именно, за счет согласования правил группового общения и действия и обучения членов группы способам более эффективного поведения.
Решая эту задачу, фасилитатор должен четко представлять себе, из каких элементов складывается групповая эффективность и как эти элементы взаимодействуют между собой.
Грдшовая эффекгашосшь
Остановимся на модели групповой эффективности, предложенной А.Н. Чумиковым. Ее составляют и, соответственно, определяют, три крупных блока: группового процесса, групповой структуры и организационного контекста (рис. 11.1).
Групповой процесс. В первую очередь этот блок связан с коммуникацией и принятием решений. Целевой вопрос здесь: «Как происходят действия, и что сделать, чтобы это было эффективно?»
Во-первых, проблема решается последовательно. Это очевидно лишь теоретически, а на практике в ходе решения многие группы непоследовательны. И второе правило: «В один и тот же промежуток времени члены группы сосредоточиваются на одном и том же этапе группового процесса». Если одни члены группы будут вести разговор о причинах проблемы, а другие — предлагать варианты ее решения, процесс неизбежно «забуксует», решения приняты не будут.
При налаживании процесса принятия решений целесообразно ответить на следующие вопросы:
• Кто будет участвовать в решении проблемы?
• Когда следует вовлекать участников в решение проблемы?
• Каким образом будет приниматься решение в группе?
• Наконец, в решение каких проблем будут вовлечены участники группы?
Групповая структура представляет второй блок модели групповой эффективности. Группа выделяется в структуре большой организации, известны ее участники, перечень вопросов/заданий, на которые они отвечают, и их полномочия. При работе с группой необходимо иметь в виду следующие особенности групповой структуры:
• ясные цели и мотивированные задания;
• оптимальное количество (относится как к количеству участников, так и к обязательному набору знаний и навыков);
• групповая культура (набор принципов и ценностей, разделяемых всеми членами группы) и групповые нормы поведения.
Организационный контекст включает в себя знание членами группы миссии и видения организации, их приверженность и включенность в организационную культуру, известность процедур вознаграждения, обратной связи, возможность проведения тренингов и консультаций, обеспечение технологическими и материальными ресурсами и размещение/местонахождение.
Для достижения целей фасилитации часто используются игровые методы. В зависимости от ситуации применения игровые методы можно разделить на три группы.
1. Разогревающие игры: к ним относятся первые три игры представленные ниже. Они направлены на вовлечение группы/коллектива в игровую ситуацию, которая в свою очередь улучшает коммуникации и помогает раскрепощению коллектива.
2. Базовая группа игр используется для аналитики, формулирования выводов и рекомендаций на будущее.
3. Поддерживающие игры помогают психологически и физически отдохнуть, направлены на закрепление более важных и ранее изученных проблем.
Характерные особенности игр: открытость, инно-вационность, рефлексивность, самопрограммируе-мость, использование эффекта «синергии», получаемого в результате применения технологий групповой работы.
■ 11.2. Этапы фасилитации. Мозговая атака ___________
Фасилитаторская работа состоит из следующих этапов:
1. Определить проблему. ■
2. Выявить причины, вызвавшие ее. '
Глава 11