Грдшовая эффекгашосшь

Глава 11

ПРОЦЕДУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ФДСИЛНТДЦНЯ И МЕДИАЦИЯ

Вот моргает мне, гляжу, председатель:

Мол, скажи свое рабочее слово!

Выхожу я, и не дробно, как дятел,

А неспешно говорю и сурово:

«Израильская, — говорю, — военщина

Известна всему свету!

Как мать, — говорю, — и как женщина

Требую их к ответу!»

А. Галич. О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира

11.1. Понятие фасилитации, групповая эффектив­ность

11.2. Этапы фасилитации. Мозговая атака

11.3. Понятие медиации

11.4. Стадии процесса медиации

В процессе работы организации мы постоянно сталкиваемся с проблемой: каким образом лучше орга­низовать мероприятие, чтобы облегчить достижение того или иного результата? Корни такой проблемы кроются в решении целого ряда процедурных вопро­сов, таких как учет и интерпретация мнения каждого участника, составление сценария действий на ка­ком-либо мероприятии, умение принять решение в ограниченные сроки, возможность обойти конфликты в ходе обмена мнениями и найти оптимальный режим всех согласований.

Понятие фасилитации

На помощь приходит широко распространенная на Западе, но менее известная в России процедура фаси­литации. В принципе фасилитация — это не что иное, как эффективная технология решения проблем груп­повой работы.

В узком смысле фасилитация — это предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе кото-



273



274



Глава 11

рых клиенты делают выводы. Фасилитатор задает процедуру, которая дает участникам возможность по­нять проблему и ее очевидность и отрабатывает ка­кие-то навыки. Например, группе дается задание по­строить из фиксированного набора вещей нечто с це­лью более досконально отследить командную работу и работу лидера.

Фасилитация представляет собой процесс, где спе­циалист (фасилитатор), приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий права принимать решение, помогает группе улучшить способы иденти­фикации проблем и принятия решений за счет органи­зации конструктивной совместной деятельности [6, с. 182]. Фасилитация постепенно вытесняет такие ши­роко практикуемые, но недостаточно результативные способы решения проблем, как дискуссия, обмен мне­ниями, административное решение, волевой приказ.

Установлено, что возникновение феномена фаси-литации зависит от характера выполняемых челове­ком задач. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельно­сти и отрицательно на качественные, соответственно повышая результативность относительно простых ви­дов деятельности и затрудняя выполнение трудных действий и решение сложных задач. Выявлена также зависимость фасилитации от пола, возраста, статуса, других характеристик субъекта, а также от его отно­шения к присутствующим [6].

Различают базовую фасилитацию, когда процес­сом управляет фасилитатор, предлагая группе наибо­лее эффективные, с его точки зрения, приемы работы, и развивающую фасилитацию, когда члены группы сами ведут процесс обсуждения и принятия решений, а фасилитатор лишь корректирует его, подсказывая, как быстрее или конструктивнее решить проблему. Разница заключается в том, что в первом случае фаси­литатор сам делает нечто для группы, а во втором — скорее обучает группу выполнению аналогичной зада­чи собственными силами.

Итак, независимо от вида, фасилитация — это все­гда процесс, проходящий внутри некой группы людей. Во внимание принимаются все формы и способы вза-


■рцвиные юехшв21у: фасшдацн ■ меднщ ________________

имодействия внутри группы: как члены группы комму-ницируют друг с другом, как находят общее понима­ние проблем, как принимают решения и разрешают конфликты. И наблюдая за этим процессом со сторо­ны, фасилитатор повышает групповую эффектив­ность прежде всего за счет улучшения процесса сов­местной работы, а именно, за счет согласования пра­вил группового общения и действия и обучения членов группы способам более эффективного поведения.

Решая эту задачу, фасилитатор должен четко пред­ставлять себе, из каких элементов складывается груп­повая эффективность и как эти элементы взаимодей­ствуют между собой.


Грдшовая эффекгашосшь

Остановимся на модели групповой эффективности, предложенной А.Н. Чумиковым. Ее составляют и, со­ответственно, определяют, три крупных блока: груп­пового процесса, групповой структуры и организаци­онного контекста (рис. 11.1).

Групповой процесс. В первую очередь этот блок связан с коммуникацией и принятием решений. Целе­вой вопрос здесь: «Как происходят действия, и что сде­лать, чтобы это было эффективно?»

Во-первых, проблема решается последовательно. Это очевидно лишь теоретически, а на практике в ходе решения многие группы непоследовательны. И второе правило: «В один и тот же промежуток времени члены группы сосредоточиваются на одном и том же этапе группового процесса». Если одни члены группы будут вести разговор о причинах проблемы, а другие — предлагать варианты ее решения, процесс неизбежно «забуксует», решения приняты не будут.

При налаживании процесса принятия решений це­лесообразно ответить на следующие вопросы:

• Кто будет участвовать в решении проблемы?

• Когда следует вовлекать участников в решение проблемы?

• Каким образом будет приниматься решение в группе?

• Наконец, в решение каких проблем будут вовлече­ны участники группы?


 



Групповая структура представляет второй блок модели групповой эффективности. Группа выделяется в структуре большой организации, известны ее участ­ники, перечень вопросов/заданий, на которые они от­вечают, и их полномочия. При работе с группой необ­ходимо иметь в виду следующие особенности группо­вой структуры:

ясные цели и мотивированные задания;

оптимальное количество (относится как к количе­ству участников, так и к обязательному набору зна­ний и навыков);

групповая культура (набор принципов и ценнос­тей, разделяемых всеми членами группы) и группо­вые нормы поведения.


Организационный контекст включает в себя знание членами группы миссии и видения организации, их при­верженность и включенность в организационную куль­туру, известность процедур вознаграждения, обратной связи, возможность проведения тренингов и консульта­ций, обеспечение технологическими и материальными ресурсами и размещение/местонахождение.

Для достижения целей фасилитации часто использу­ются игровые методы. В зависимости от ситуации приме­нения игровые методы можно разделить на три группы.

1. Разогревающие игры: к ним относятся первые три игры представленные ниже. Они направлены на во­влечение группы/коллектива в игровую ситуацию, ко­торая в свою очередь улучшает коммуникации и помо­гает раскрепощению коллектива.

2. Базовая группа игр используется для аналитики, формулирования выводов и рекомендаций на будущее.

3. Поддерживающие игры помогают психологичес­ки и физически отдохнуть, направлены на закрепле­ние более важных и ранее изученных проблем.

Характерные особенности игр: открытость, инно-вационность, рефлексивность, самопрограммируе-мость, использование эффекта «синергии», получае­мого в результате применения технологий групповой работы.

■ 11.2. Этапы фасилитации. Мозговая атака ___________

Фасилитаторская работа состоит из следующих этапов:

1. Определить проблему.                                          ■

2. Выявить причины, вызвавшие ее.                          '






Глава 11




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: