Тема 2.2. Восприятие музыки - вид музыкальной деятельности. Значение и задачи


 «Восприятие» – это отражение в сознании человека предметов и явлений при их воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение различных ощущений в целостные образы.

Музыкальное восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит и чувствует.  Восприятие музыки является одним из наиболее доступных видов музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста и ведущим видом музыкальной деятельности во всех периодах дошкольного детства.    

 

Задачи музыкального восприятия:

1. Познакомить детей с народной, классической музыкой разных эпох и стилей.

2. Научить детей эмоционально откликаться на музыку, понимать ее характер и содержание.

3. Познакомить детей с языком музыки.

 

Возрастные особенности восприятия музыки.


Младшие группы (ясли, 1,2, младшие).

В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Они реагируют на мимику и выразительные интонации певческого голоса. Для этого возраста характерно внешнее проявление эмоций – жесты удивления, восхищения, выражающиеся в притопываниях, прихлопываниях и т.д. однако, чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и также быстро исчезают.

Средняя группа.

Дети этого возраста имеют более продолжительное внимание, хотя продолжают также бурно откликаться на музыку (внешние проявления). Появляется заинтересованность содержанием произведения, задают вопросы по содержанию Развивается музыкальная память, могут рассказать о прослушанном.

Старшие группы.

Дети 5 – 7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Появляются любознательность, интерес, любимые произведения. Дети могут проследить за развитием музыкального образа, сравнить музыкальные произведения. Имеют достаточный словарный запас для того, чтобы охарактеризовать музыку, высказаться о ней.

 

Методика проведения слушания.

Слушание  музыки планируется на каждом музыкальном  занятии примерно на 3 – 5 минут. Т.о., в месяц берется 1 – 2 произведения по слушанию, и каждое планируется на 4 – 5 занятий.

При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различать настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор, предлагает детям определить ее характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы, исполняет его повторно. Закрепляет название и автора.

На втором занятии педагог может исполнить фрагмент произведения. Дети вспоминают его название, автора. Затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты, при их наличии, связываются с характером музыки и настроением. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняются, дополняются.

На третьем занятии предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определить их роль в создании образа. Характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется. Произведение исполняется во фрагментах и целиком.

Эта схема может быть растянута на большее количество занятий или сжата, в зависимости от сложности изучаемого произведения.

 

2. Требования к музыкальному репертуару.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми должен удовлетворять двум требованиям: – художественности ( народная музыка, детская классика и современная детская  музыка).

- доступности (для восприятия, понимания музыки) 

Поскольку объем внимания дошкольников невелик (они могут слушать музыку в течение 1-2 минут), целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты, в зависимости от реакции детей, их заинтересованности.

 

 

Задание 6. Выполнить тестовое задание по теме «Восприятие музыки».

 

Тестовое задание «Восприятие музыки»

 

1. Напишите, верно ли следующее утверждение («Да» или «Нет»).

«Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений при их воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение различных ощущений в целостные образы».

 

«ДА»                     «Нет» (нужное подчеркнуть)

 

2. Перечислите задачи музыкального восприятия.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

3. Соотнесите возрастные особенности восприятия музыки с возрастной группой:

1. Младшая группа             а) дети этого возраста имеют более  продолжительное 

                                             внимание, продолжают бурно откликаться на музыку, 

                                             появляется заинтересованность содержанием, развивается

                                             музыкальная память.                                            

2. Средняя группа              б) в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают

                                             небольшие, яркие по своим образам произведения, для этого

                                             возраста характерно внешнее проявление эмоций, но чувства   

                                             вызванные музыкой, быстро возникают и также быстро исчезают.

3. Старшие группы            в) дети имеют достаточно развитое произвольное внимание,  

                                             умеют сосредотачиваться, улавливать музыку детально,

                                             появляется любознательность, интерес, любимые произведения;

                                            имеют достаточный словарный запас, чтобы высказаться о музыке.

 

 

1 - ______________,            2 - _____________,                   3 - ________________.

                                           

4. Перечислите требования, которым должен соответствовать музыкальный репертуар по слушанию.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

5. Определите, в течение какого времени на занятии может звучать музыка (нужное подчеркнуть):

а) 1-2- минуты;                                 б) 3-4 минуты;                        в) 5-6- минут.

 

 

6. Определите, в течение какого времени на музыкальном занятии проходит раздел «слушание музыки»  (нужное подчеркнуть):

а) 1-3 минуты;                          б) 3-5 минут;                      в) 5-7 минут.

 

 

7. Определите, на сколько занятий планируется одно произведение по слушанию (нужное подчеркнуть):

а) 2-3- занятия;                          б) 3-4- занятия;               в) 4-5- занятий.

 

 

8. Определите, с чего начинается первоначальное знакомство музыкальным произведением (нужное подчеркнуть):

а) с различения средств музыкальной выразительности;

б) с определения настроения, чувств выраженных в музыке;

в) с нахождения изобразительных моментов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: