Тестовое задание «Музыкальность»

  1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное определение:

«Музыкальность – это _________________ ___________________, требующихся для занятия именно ___________________________ деятельностью, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

 

2. Напишите три музыкальные способности, выделенные Б.М. Тепловым.

а/ ___________________________________________________________________________;

б/ ___________________________________________________________________________;

в/ ___________________________________________________________________________.

 

3. Закончите предложение, чтобы получилось верное определение:

Сочетание специальных и общих способностей образует более широкое понятие __________________________  ________________________.

 

4. Напишите, согласны ли Вы со следующим утверждением («Да» или «Нет»):

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

____________________________________________________________________________

 

 

5. Напишите имя английского психолога, который сформулировал в 19 в. понятие «музыкальная одаренность».

_____________________________________________________________________________

 

6. Соотнесите данные понятия и их определения:

а/ Музыкально-слуховые представления    с/ это способность активно (двигательно)

                                                                         переживать музыку

б/ Чувство ритма                                 д/ одна из основ эмоциональной отзывчивости

                                                                 на музыку                                                      

в/ Ладовое чувство                              е/ это способность, проявляющаяся в

                                                                 воспроизведении мелодии по слуху (голосом 

                                                                 или на музыкальном инструменте).

                                                                          

а/ - ____________;      б/ - _____________;   в/ - _______________.

 

7. Напишите недостающий компонент понятия «музыкальность»:

а/ специальные т.е. музыкальные способности;

б/ ______________________________________.

 

8. Дайте определение музыкальных способностей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Изучить лекционный материал по теме: Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.

Тема 1.4. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников.

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические. Педагогические методы тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Наглядный метод

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, применение наглядных пособий).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, т.к. без него неосуществимо восприятие музыки. Он предполагает исполнение музыкальных произведений педагогом или использование музыки в записи.  

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления или образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей, наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. Чаще всего применяется в младших группах.

 

Словесный метод

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер, с его помощью педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают. Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной речью.

Существует несколько разновидностей словесного метода: беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, разъяснение.

1. Беседа – проводится только в старшей и подготовительной группе. Чаще всего беседа используется перед новым произведением с целью выявить знания детей. Она состоит из 3-4-х заранее продуманных и связанных между собой вопросов и должна опираться на знания детей.

Основа содержания музыки – выражение настроений и чувств. Поэтому очень важно начинать беседу именно с определения эмоционально-образного содержания музыки (какое настроение у музыки). 

2. Рассказ – применяется в основном в младших и средней группе с целью раскрытия содержания музыки. В старших группах рассказ используется в тех случаях, когда музыкальный руководитель знакомит детей с новым композитором или рассказывает детям о незнакомых жизненных явлениях.

3. Художественное слово - это использование в процессе занятий стихов, загадок, поэтических сравнений, эпитетов (образное сравнение, например красна-девица, добрый молодец, море синее, тучи черные). Художественное слово применяется во всех возрастных группах на любом этапе работы. Его цель – эмоционально настроить детей, вызвать эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.

4. Вопросы – используются во всех возрастных группах. В младших и средней группе вопросы задаются точно по словам произведения (например: Заинька зайка, маленький зайка. – Какой зайка? – маленький). В младшей группе педагог задает детям только альтернативные вопросы (Музыка веселая или грустная?,   Мишка большой или маленький?).

5. Указания - даются во время исполнения детьми игр, плясок и упражнений. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.

6. Объяснение – используется тогда, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Оно должно быть четким, кратким. 

 

Практический метод.

Включает показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на ДМИ и освоение их детьми, что необходимо для исполнительской и творческой музыкальной деятельности.

При обучении пению с помощью практического метода педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет большое значение для освоения их детьми.

Показ способов и приемов игры на ДМИ тоже необходим, т.к. многие действия здесь дети осваивают подражательно.

ВЫВОД: выбор методов и приемов зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных и практических методов и приемов.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большой долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

 

Задание 4. Проанализируйте фрагмент музыкального занятия с т.з. использованных методов и приемов обучения, заполните пропуски (в пропусках указывается метод или прием).

 

Ход занятия.

П (педагог). Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного русского композитора Г.В. Свиридова (показывает портрет). Он – один из самых известных русских композиторов. Главные темы его музыкальных произведений – Родина, поэтические картины родной земли, образы простых людей. Его музыка очень близка к народной, и в то же время очень современна. Композитор писал музыку для взрослых и детей (1. ……………………………………………………..)

П. Сегодня мы познакомимся с его «Альбомом пьес для детей» и послушаем «Колыбельную песенку» из этого альбома. Определите характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (исполняет пьесу) - (2. …………………………………………………………..)

Д (дети). Музыка спокойная, ласковая, нежная.

П. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте ее еще раз и скажите, почему она называется «Колыбельная песенка»? (исполняет фрагмент). – (3. …………………………………………..)

Д. Она плавная, спокойная, убаюкивающая.

П. Да, колыбельную поют детям, чтобы успокоить их, приласкать. В этой песне нет слов, но она как колыбельная песня, плавная, напевная, протяжная. А почему пьеса называется «Колыбельная песенка», а не «Колыбельная песня»? (4 ……………………………………………………………..)

Д. Она маленькая.

П. Правильно, она небольшая и такая нежная, светлая, что даже название у нее ласковое – «Колыбельная песенка». Послушайте стихотворение «Колыбельная песенка». Оно такое же ласковое, как и музыка Свиридова (5 …………………………………………………………………..)

Спи в колыбели нарядной, весь в кружевах и шелку,

Спи, мой сынок ненаглядный, в теплом своем уголку!

В тихом безмолвии ночи с образа, в грусти святой,

Божией Матери очи кротко следят за тобой.

Тускло мерцает лампадка перед иконой святой…

Спи же беспечно и сладко, спи, мой сынок, дорогой!

 

1. ______________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________________

5. ______________________________________________________________________________

 

Задание 5. Изучить лекционный материал по теме «Восприятие музыки – вид музыкальной деятельности. Значение и задачи».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: