Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля

Период расцвета древнегреческой философии был связан с поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека («микрокосма») и общества. Этот переход связывается обычно со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Протагор учил что материя – это вещественная основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо.

О всякой вещи, по мнению Протагора, возможны два противоположных мнения, оба претендуют на истинность. Следовательно, в познании все истинно. «Разве не бывает так, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, а кто-то нет?» - размышлял он. В ситуации, когда якобы все истинно человек должен выбрать одно из мнений. Человек свободен, а, следовательно – «Человек есть мера всех вещей».

В отличие от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо.

Антифонт в своем познании человека пошел дальше других софистов. Он считал, что законы мира побуждают людей постигать даже вопреки собственной природе и интересам. Человек может заботиться прежде всего о самом себе, хотя и не забывая о необходимости соблюдения законов внешнего мира и общества. Антифонт полагал, что рабство является противоречащим природе общественным установлением («по природе мы во всех отношениях равны»).

Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Они способствовали росту интереса к рациональному знанию. Однако Сократ, Аристотель и другие философы их критиковали за словесные ухищрения подмену истины практической выгодой.

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ.

Сократ учил изустно и не оставил ни одного трактата. Был всегда босой, ходил в старом хитоне. На женщин ему не везло, хотя он и был дважды женат. Свои познания на семейном поприще он обобщил на крылатой мудрости: «Женишься ты или не женишься – всё равно раскаешься».

В конце жизни Сократа привлеклик суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Сократ: В молодые годы у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось удивительным и необыкновенным знать причину каждого явления — почему что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался из крайности в крайность и вот какого рода вопросы задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не тогда ли, как судили некоторые, образуются живые существа? Чем мы мыслим — кровью, воздухом или огнем? Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле, — и всё для того, чтобы, в конце концов, счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию.

Основной задачей своей философии он считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. Человек рассматривался Сократом как существо нравственное и общественное, находящееся в различных отношениях с другими людьми.

Метод исследования Сократа - субъективная диалектика, т.к. в его основе лежит активное самосозерцание и размышление человека о самом себе. Он применял и метод иронии (сомнения), с помощью которого он освобождал собеседника от излишней самоуверенности в себе, выявлял слабые места и противоречия в его рассуждениях. «Истина единственна и она постигается с помощью размышлений» - говорил он. В целом своё искусство общения с собеседниками есть майевтика (повивальное искусство).

Сократ считал: «Знать - иметь представление о чём-либо. Если нет понятия, нет и знания. Знание является высшей добродетелью. Познание самого себя является основным законом и требованием разума, ведь без этого невозможно самоопределение в окружающем мире. С помощью знаний можно обрести следующие добродетели:

1. Умеренность – знание как обуздывать страсть.

2. Храбрость – знание как преодолевать опасности.

3. Справедливость – знание как соблюдать законы божественные и человеческие».

       Основной гарантией истинного знания Сократ считал наличие у человека совести («даймонион») как некоего «внутреннего голоса», собственного контролёра поступков. Человек, по мнению Сократа, существо нравственное, а нравственность – плод знаний. Зло есть результат незнания добра. Наличие знания – важнейшая нравственная характеристика.

Политические размышления Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он выделял 4 формы государства – монархию, аристократию, демократию и плутократию («власть богатых»). Лучшая форма – демократия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: