Как правильно войти в село

Внезапное появление в деревне новых людей никогда не проходит незамеченным и вызывает у местных жителей смешанное чувство любопытства, опасения и стремления извлечь какую-то пользу из контактов с приезжими. Поскольку реализация ни одного из этих ожиданий не входит в намерения социолога, появление его в деревне необходимо организовать так, чтобы оно было как можно более незаметным. Необходимо постараться приучить деревенских наблюдателей к мысли, что в село пришли люди, которым ничего (или почти ничего) не нужно. Правильный вход в село – это, прежде всего, незаметный вход. Незаметный в том смысле, что появившийся в деревне новый человек не замечается на первых порах жителями в качестве исследователя, в качестве ученого, обладающего некоторыми знаниями (в том числе – знаниями деревенской жизни) и имеющего определенную цель.

В первые дни и недели социологу предпочтительно надеть на себя личину просто любопытного человека, поведение которого не дает крестьянину оснований для подозрений в каких-то специальных намерениях. Подобная простодушная хитрость необходима в начале исследовательского цикла для того, чтобы деревенское сообщество не почувствовало в специалисте его профессиональной нацеленности, его целеустремленного интереса ко вполне определенной информации, требующей сотрудничества с немногими сельскими жителями, которые обладают даром памяти и слова. Наоборот, специалист-социолог должен быть поливалентен в том смысле, что для него интересным, близким и поучительным является все, происходящее на его глазах в деревне.

В состав первых действий при входе в село включается поиск и отбор будущих рассказчиков-респондентов. Формально этот отбор следует начинать в кабинете главы сельской администрации. Объяснив нашу общую задачу, следует поинтересоваться, имеются ли в селе крестьяне, которые могут и умеют рассказывать о прошлой деревенской жизни, о временах как единоличной, так и колхозной форм организации хозяйства. Окончательный список формируется несколько позже, когда социолог уже входит во множество непосредственных контактов с местными жителями.

На все эти стартовые процедуры – незаметный вход в село, устройство быта, первые содержательные знакомства с местными властями и жителями, формирование списка будущих респондентов, – уходит в среднем от двух-трех до пяти недель.

Как правильно войти в семью.

Если существуют практические правила незаметного входа в село, обеспечивающие исследовательский “комфорт” и позволяющие избегнуть ненужного для социолога ажиотажа, то войти в конкретную деревенскую семью столь же незаметно нельзя. Специальный приход в семейный дом приехавшего издалека городского человека –событие для крестьянина, в определенном смысле – фактор тревоги. Это очень заметно по выражению лиц хозяев, некоторой скованности, подчеркнутой предупредительности. И здесь нужно, спокойно, но настойчиво объяснить собеседникам то обстоятельство, что именно они являются необходимыми для специалистов свидетелями изменений, которые произошли в деревне за последние пятьдесят-шестьдесят лет. Нужно постараться внушить возможным респондентам, что речь в наших разговорах пойдет прежде всего о былом, о том, что уже успокоилось и устоялось, и что никто, кроме них, не может восстановить ушедшие события в деревне в их живой связи. Но эти общие положения должны быть минимальными по объему. “Пережимать” здесь не нужно. Умный собеседник поймет вас с полуслова.

Подобный вход в семью является эффективным не всегда, а примерно в трех четвертях случаев. Бывает и так, что наталкиваешься на отказ, мотивируемый обычно беспамятностью и неинтересностью для посторонних собственной жизни.

Когда все эти процедуры осуществлены, наступает время основной работы, время длинных бесед с крестьянами, от начала до конца протоколируемых с помощью звукозаписывающей техники. Но прежде следует обдумать и принять решение по вопросу о степени одновременной “широты захвата” семей-респондентов, т.е. с каким количеством семей надо начинать работу.

Уместно упомянуть еще об одном, по форме – организационном, а по существу – нравственном, условии, выполнение которого социологом будет постоянно поддерживать его репутацию как любопытствующего безобидного чудака и, в то же самое время, наполнять ее серьезностью и почтением. Это условие таково – быть человеком слова. Все обещания, если они даются крестьянину, должны быть неукоснительно и точно в оговоренный срок выполнены (например, опустить письмо в городе, купить лекарство, резиновые сапоги, конфеты и т.д., навести в городских учреждениях различные справки и пр.). Оговоренные заранее дни и часы прихода в крестьянскую семью должны соблюдаться социологом с точностью до минуты. На первый взгляд, это – обычная вежливость. Но что перечисленные моменты не слишком характерны для нынешнего повседневного деревенского существования. И, будучи безоговорочно и систематически выполняемыми людьми из города, эти поведенческие акты без лишних слов дистанцируют социологов от местного населения. Дистанцируют в том смысле, что исследователь, “не делая умного лица” в общении в деревенскими людьми, систематически обнаруживают такое лицо в стиле своего поведения, в образцовости поступков, в пунктуальности, в стремлении выполнить различные просьбы, в скромном, но решительном уходе от панибратства и спонтанных хмельных гулянок, на которые столь охоча современная российская деревня. И эта “дистанция” не отдаляет исследователей от их респондентов. Напротив, это только усиливает доверие крестьян к ученым, способствует открытости в общении и, в конце концов, получению достоверной социологической информации. Когда отобраны семьи и принята тактика повседневного общения с крестьянами, полевое исследование вступает в свою главную фазу.

Как работать внутри семьи

Исследовательская работа социолога, вступившего в круг крестьянской семьи, представляет собой довольно продолжительный и сложно координированный акт, состоящий из ряда организационно-технических и собственно исследовательских процедур. В ходе полевой работы в селе выработалась определенная схема, позволяющая не только начать, но и результативно окончить каждый семейный исследовательский микроцикл. И, что самое важное, – выйти из сельской семьи не только с солидным информационным багажом, но и создав в ней ощущение, что у крестьян появились новые друзья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: