Система органов государственного финансового контроля

Орган государственного финансового контроля это специализированное учреждение, имеющее собственный статус. Его основная и единственная задача - финансовый контроль от имени государства. Основы контроля закреплены в Конституции РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.04.2004г. № 198 «Вопросы федеральной службы финансового надзора» государственный финансовый контроль осуществляют органы законодательной, исполнительной власти (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство), Счетная палата, Центральный Банк РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.

Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Его функции: контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, рассмотрение жалоб и предложений граждан и юридических лиц. Оно подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта законов о бюджете и других законов по бюджетно-финансовым вопросам:

- текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, парламентских слушаний и пр.;

- последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

К функциям Государственной Думы относятся:

- дача согласия Президенту на назначение председателя правительства

- решение вопроса о доверии Правительству;

- назначение на должность или освобождение Председателя Центрального банка, Счетной палаты;

- рассмотрение проектов бюджетного, налогового, валютного, кредитного, таможенного, денежного законодательства.

Счетная палата – это высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию (Федеральный закон № 58-ФЗ «О Счетной Палате» от 29.06.2004.). Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляет ее председатель, назначаемый

Госдумой на 6 лет. Коллегия Счетной палаты включает 12 аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспекторы.

Сфера полномочий Счетной палаты закреплена в Федеральном законе:

- контроль за своевременным использованием доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов;

- определение эффективности и рациональности использования государственных средств;

- проведение финансовых экспертиз проектов законов, предусматривающих бюджетные расходы;

- контроль за законностью использования бюджетных средств;

- контроль состояния внутреннего и внешнего государственного долга.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой - тематические проверки и ревизии. Деятельность счетной палаты является гласной - результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств.

Министерство финансов РФ разрабатывает финансовую политику страны и контролирует ее исполнение в процессе разработки проекта Федерального бюджета, проводит контроль поступления доходов бюджета, их расходование, валютный контроль. Кроме того, Минфин осуществляет контроль исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Все структурные подразделения Минфина контролируют различные группы финансовых отношений.

Оперативный финансовый контроль в рамках министерства финансов осуществляет Федеральное казначейство РФ. Единая система федерального казначейства включает Главное управление и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе Федерации, краям, областям, городам, районам и районов в городах. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы власти РФ об исполнении бюджета, иных финансовых операциях.

Основная задача федерального казначейства - контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств - поступление, целевое и экономное расходование государственных средств.

Поэтому казначейство имеет право получать соответствующие справки от банков, других финансово- кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, производить проверки различных денежных документов, счетов, смет и представлять правительству информацию о состоянии бюджетной системы.

Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору осуществляет контроль:

- финансовой деятельности предприятий муниципальной собственности;

- расходования бюджетных средств на государственных предприятиях и коммерческих структурах;

- исполнения смет местными администрациями.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей.

Налоговые службы обладают следующими правами:

- могут закрывать операции по счетам предприятий в банках;

- изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов;

- устанавливать штрафные санкции.

Центральный банк РФ в соответствии с ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» от 10 июля 2002 г.№86 с изменениями от 18.07.2005 г. организует и контролирует денежно- кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью в нем создан Департамент банковского надзора.

Основные контрольные функции ЦБ состоят в следующем:

- разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
- организация валютного регулирования и валютного контроля;
- участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организация составления платежного баланса Российской Федерации;
- надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- установление правил банковских операций;

- управление золотовалютными резервами Банка России;

- эмиссия наличных денег и организация наличного и безналичного денежного обращения.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Контроль осуществляется при утверждении местного бюджета, отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: