Основные приемы гештальт-терапии

Количественные и качественные методы семейной диагностики.

Б.Г.Ананьев упоминает и дихотомию качественных-количественных методов, однако относит ее только к методам обработки данных: количественные методы-Статистика, качественные – с описанием, классификацией, типологией данных.

Количественные методы исследований направлены на получение колличественной инф. О большом числе объектов исследования: муж,жен,детей,супруж.пар,семей.Главная задача-получение численной оценки изучаемой темы.Результатыколичеств.исслед. достоверны. Формализованные и массовые.

Качественные методы начинаются с намерения изучать определенную область, накаливают данные (беседа, наблюдение.) и приводят к гипотезам на основе этих данных.

В таких обстоятельствах нельзя перейти к какой-то гипотезе, пока исследование не закончится.В этих методах четко сформулирована цель-методы качественного исследования позволяют модифицировать вопрос в свете новых результатов,возникших по ходу исследования.

Условия применения психодиагностических методик.

Для того чтобы процесс консультирования был эффективен, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям:

• быть достаточно простым в обработке;

• быть доступным пониманию клиента (то, что непонятно, — отвергается);

• не требовать много времени для своего выполнения;

• быть связанным с основной темой консультирования.

При консультации возникает задача= психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования.

Психодиагностика позволяет оценить индивидуальные особенности клиента (особенности идентичности, характер, темперамент, способ эмоционального реагирования, зависимость—доминантность, ригидность—креативность, уровень самооценки),. При консультировании супружеской пары тестирование дает возможность получить дополнительную информациюо совместимости партнеров, делает зримыми и различия, и сходство между ними.

тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости).

Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов консультирования.

Недопустимо,в тот момент, когда эмоциональная клиентка на консультации плачет, предлагать ей какой-либо опросник, оценивающий уровень ее тревожности или невротизма.

 

Критерии подбора психодиагностических методик.

Наиболее важными критериями качества метода являются:
1.Объективность.метода.

2.Валидность.метода.
виды.валидности: а)эмпирическая.валидность.
- диагностическая - отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку.
- прогностическая - сведения, характеризующие степень обоснованности развития психологической характеристики в будущем. б)Теоретическая.валидность.
- по содержанию - сведения и репрезентативности (представительности) заданий теста по отношению к измеряемым свойствам.
3.Надежность.метода.
В теоретическом смысле надежность - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий, или могут быть приписаны случайным факторам.
В эмпирическом смысле - это степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении на одной и той же группе испытуемых.

Виды надежности а) ретестовая надежность - характеристика надежности методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста

б) надежность параллельных форм - характеризует надежность с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые обследуются вначале с применением основного, а затем дополнительного блока заданий.

в) надежность частей теста - характеризует качество методики путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов теста.

 










Все три критерия качества метода психодиагностического исследования (объективность, валидность и надежность) зависят друг от друга и средством их повышения является стандартизация тестовых процедур

Ключевые темы диагностики и информирования в семейном консультировании.

Основные темы д.и.ин по Т.В.Румянцевой

· Индивидуальные.особенности-(самооценка,полоролевая.идентичность)

• Мотивы вступления в брак (ценности и функции семьи).

• Выбор партнера (осознанность, стадии).

• Динамика партнерских отношений (стадии).

• Семейные модели (распределение ролей, самооценка).

• Совместимость (уровни).

Комплекс психодиагностических методик включаетв себя следующие методы:

1. Проективный рисунок человека.

2. Методика «Кто Я?».

3. Методика «Полоролевые портреты».

4. Опросник ЖанетУойтитц «Правда или заблуждение».

5. Проективная методика «Круги взаимоотношений».

6. Проективный тест «Семейнаясоциограмма».

7.Диагностика структуры семьи FACES-3

Е.Г.Силяева социально-психологические проблемы семьи сводит к трем группам: -добрачные, -супружеские, -проблемы взоимоотношений детей и родителей.



Направления диагностического исследования в семейном консультировании.

Основные направления психологического консультирования

Гешталыт-терапия в псих. Конс. организм рассматривается как единое целое, объединяющее ментальное и физическое начала. Человек – часть более широкого поля: организм + среда. Гештальт-терапии все внимание фокусируется на переживаниях в настоящем,человеку необходимо ощущать себя– «здесь и теперь Ф. Перлз выделял три зоны сознавания:

· внутренняя зона – это события и процессы, происходящие в нашем теле;

· внешняя зона – отражает внешние события, которые поступают в наше сознание в виде сенсорных сигналов. Как внутренняя, так и внешняя зоны почти не оцениваются и не интерпретируются:

· средняя зона – это зона фантазий, мыслей, верований, отношений.

Основные приемы гештальт-терапии

1. Расширение сознания.

 2. Интеграция противоположности.

 3. Усиление внимания к чувствам.

4. Работа с мечтами, фантазиями, снами.

5. Принятие ответственности на себя.

6. Работа с сопротивлениями.

Клиент-центрированный подход К.Роджерсом

личность есть постоянно развивающийся гештальт, а это развитие происходит на основе познания собственного внутреннего мира.

Самость – находится в поле опыта и представляет собой взгляд на себя, основанный на прошлом и настоящем опыте, а также представлениях о будущем. (Стоп-кадр)

Идеальная самость – представление о себе как об идеале, наибольшей ценности. Степень различия идеальной и реальной самости определяет степень дискомфорта личности и препятствует ее росту.(принятие себя таким каким являешься.)

Конгруэнтность – соответствие между опытом и сознаванием, когда человек выражает то, что он действительно чувствует.(эмоции соответствуют потребностям).

Тенденция к самоактуализации – фундаментальный аспект человеческой природы и понимается как движение к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию.

Экзистенциально-аналитический подход основывается на принципах гуманистической психотерапии, этот подход связан психоанализом.- Д. Буженталь, как теоретик

Эк псих-я опирается на феноменологическую модель существования и направлена на развитие способности человека быть живым (существовать), т. е. в каждый момент своей жизни быть собой.

Основные функции экзистенциального психотерапевта:

· полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в решении проблемы;

· поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя;

· быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента

· надеяться и быть уверенным в том, что клиент поможет себе сам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: