Родная литература. 5 класс. 14.04.2020

Родная литература. 5 класс. 07.04.2020

Тема урока: И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Ворон Петька». «Медведь-провожатый»

 

1. Прочитайте биографические сведения о И.С. Соколове-Микитове. Составьте план текста.

 

 

Соколов-Микитов это русский писатель, родившийся в мае 1892 г. Он прожил 82 года и умер в феврале 1975. Сначала его семья проживала в Калужской губернии (сейчас Калужская область), где его отец Сергей Никитич, работал управляющим лесными угодьями у купцов Коншиных. Когда Иван был трехлетним мальчишкой, семья переехала в село Кислово (Смоленская область), откуда родом и был его отец. Но уже через семь лет, в десятилетнем возрасте, он поступил в Смоленское Александровское училище, где учился всего до 5 класса, так как был выгнан за участие в подпольных революционных кружках.

В 1910 Иван Сергеевич продолжил обучение, но уже в Санкт-Петербурге, где поступил на курсы сельского хозяйства. Именно в это время была написана его первая сказка “Соль земли”, которая известна сегодня всем русским людям. С этого момента Соколов-Микитов начинает всерьез думать о писательской деятельности, посещать литературные кружки, знакомиться с коллегами того времени. Будущий писатель устраивается секретарем газеты “Ревельский листок” в городе Ревеле (сейчас Таллин), затем, продолжая искать себя, уходит на торговое судно, с которым путешествует по миру.

 Началась Первая Мировая война и нужно было вернуться в Россию, шел 1915 год. Во время войны он совершал полеты на бомбардировщике Илья Муромец. А после ее окончания, в 1919 вернулся матросом на торговое судно, на этот раз “Омск”. Но через 12 месяцев случилось непредвиденное: в Англии корабль арестовывают за долги. Вынужденно писатель проживает в течение года на территории чужой страны. А в 1921 находит возможность добраться до Берлина (Германия), где ему посчастливилось встретиться с Максимом Горьким. Тот и помог сделать документы, которые требовались для возвращения в Россию.

Вернувшись в Россию Соколов-Микитов ходит в экспедиции по Северному Ледовитому океану на ледоколе “Георгий Седов”. Затем он путешествует на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю и даже участвует в спасении ледокола “Малыгин”. Об увиденном он пишет для газеты “Известия”, в которой работает корреспондентом

Во время Второй Мировой войны продолжает работать для газеты “Известия” в Перми (тогда Молотово). И после наступления победы возвращается в Ленинград.

Свою первую сказку “Соль земли” Соколов-Микитов написал в возрасте 18 лет. В 1951 году он поселился с семьей в сельском домике, который построил сам. Там у него было достаточно времени, чтобы заниматься литературной деятельностью. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, дожив до 82 лет.

 

 

2. Прочитайте рассказ «Ворон Петька». Перескажите. Ответьте на вопросы.

Ворон Петька

Лето мы провели в Беловежской Пуще. Там мне показывали редкостных зубров, живших в обширных загонах. Не раз я видел на воле оленей, спокойно выбегавших на проезжие дороги, охотился на кабанов, разорявших колхозные поля. Наблюдал черных аистов, гнездившихся на высоких деревьях. Но больше всего нам запомнился ручной ворон Петька. С Петькой меня познакомил директор заповедника – мой старый приятель.

В первый день приезда мы вышли на берег реки. На вершине высокого дерева сидел ворон. Директор заповедника посмотрел на меня и улыбнулся.

– Хотите познакомиться с нашим Петькой?

Он помахал над головой шапкой и громко сказал:

– Петя, Петенька, лети сюда!

К великому моему изумлению, как бы понимая человечью речь, ворон снялся с вершины дерева и, распахнув черные крылья, тихо планируя, спокойно уселся на плече хозяина – директора заповедника.

– Познакомься, Петя, с нашим гостем! – сказал хозяин, тихонько сталкивая ворона с плеча.

Взмахнув крыльями, Петька переместился на мое плечо. Это была большая, черная и очень серьезная птица.

Пошарив в карманах, я нашел кусочек сухого печенья. Петька взял печенье в клюв и осторожно спрятал его в подклювный мешок.

В карманах больше не было печенья. Я вынул маленькую десятикопеечную монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже спрятал в подклювный мешок вместе с печеньем, потом слетел на песчаную дорогу и стал делать клювом круглую ямку. Запрятав печенье и монетку в песок, он деловито вырвал клочок травы, воткнул его в песчаный холмик.

В заповеднике я слышал много рассказов о проделках проказника Петьки. Сотрудники заповедника рассказывали, что однажды он утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз, влетев в обеденный час в окно, расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавшей для ревизии в заповедник. Похищенные вещи Петька прятал над крышей в пустом гнезде аистов, которых ухитрился выжить. В этом гнезде не раз находили ножи, ложки, вилки и многие другие предметы. Особенно досаждал Петька проезжим шоферам. Стоит машине остановиться, разложит шофер свои инструменты, отвинченные от мотора болты и гайки – Петька тут как тут! Схватится шофер, а самой нужной гайки или инструмента нет. Утащил Петька.

Рассказывали, что Петька не любит женщин. Сядет на плечо к завитой, накрашенной девице и давай путать и портить ее праздничную прическу или пребольно ущипнет за ухо. Женщины побаивались Петьки, отмахивались руками. Очень возможно, что эти резкие движения раздражали и сердили Петьку. Рассказывали также, что Петьку не любили дикие вороны и вороны, к которым он иногда пытался приближаться. Они били и отгоняли его, как бы не желая прощать измену.

Однажды проказник Петька сотворил такую шутку. Весной на огороде, возле дома, пожилая женщина сажала капустную рассаду. Опрятными рядами она рассаживала на грядах капустные корешки. Увлеченная работой, женщина не замечала, что рядом с нею по грядам разгуливает Петька. Всю посаженную рассаду он пересаживал на свой лад, разумеется, без всякого порядка…

Не всегда проделки Петьки были безобидны. Летом он стал таскать маленьких цыплят. Петьку все знали и любили, и даже такие недобрые проделки ему прощали.

Директор заповедника пробовал приучать Петьку к охоте. Бродя по опушкам, он брал его вместо гончей собаки. Перелетая с дерева на дерево, Петька видел сверху каждого залегшего в кустах русака, начинал кружиться и каркать. Директор подходил к лёжке и поднимал затаившегося зайца.

О трагической гибели Петьки мне написали, когда я вернулся в Ленинград. Один из сотрудников заповедника писал, что осенью к ним в заповедник приехали посторонние люди строить разрушенный мост через реку. Не зная о существовании Петьки и его проделках, кто-то из приезжих людей ловил на удочку рыбу. Сидя на берегу реки, пойманных окуньков и плотичек рыболов клал рядом на землю.

Все примечавший Петька тотчас явился на место ловли, начал таскать пойманных рыбок. Заметив Петькины проделки, незадачливый рыболов схватил палку и убил наповал смирно сидевшего проказника Петьку.

«Самое удивительное, – писал мне сотрудник заповедника, зоолог, – что после вскрытия трупа трагически погибшего Петьки наш общий любимец оказался не Петькой, а Машкой. По внешнему виду пол вороновых птиц различить невозможно, и долгое время мы ошибочно принимали Машку за Петьку».

 

1. Определите жанр произведения (народная сказка, литературная сказка, рассказ, басня,

стихотворение, былина)

2. Какова тема данного произведения? Подумайте, что вынесено в заглавие текста?

3. Где происходят события?

4. Назовите главных героев произведения.

5. Сформулируйте основную мысль рассказа. Почему погиб ворон Петька?

 

П

Прочитайте рассказ Соколова - Микитова «Медведь-провожатый»

 

 

 

Рассказ этот слышал я от сельской учительницы, на пароходе. Мы плыли по Онежскому озеру из Петрозаводска в Повенец, где теперь начинается знаменитый канал, соединивший Балтийское и Белое моря.

Край тот недавно был лесовой, дикий, - стояли над лесом пятисотлетние, заросшие корою и мохом, деревья-деды. А деревеньки там небольшие, редкие, проезжих дорог было мало: летом мужики ездили в лес на санях, а в город ходили верст за сто, с берестяными котомками за плечами.

Однажды учительница шла в Повенец получать жалованье. Шла лесом, узкой тропинкой. На полдороге послышалось ей, что кто-то идет по лесу рядом. Учительница оглянулась: в десяти шагах, за деревьями, спокойно стоял и смотрел на нее большущий медведь. Учительница закричала, кинулась бежать. Она бежала, пока хватило силы, и все время слышала, как, ее догоняя, сзади хряпал в лесу медведь.

Учительница отдышалась, пошла тише. Она не думала остаться живой. Она шла, боясь оглянуться, а за нею, не отставая, шел медведь. Так они путешествовали весь день до самого города. Около городского моста медведь остановился, учительница вошла в город. В городе она всем рассказала о медведе, любезно ее провожавшем в диком, глухом лесу.

 

1. Что удивило вас в рассказе?

2. Какие качества характера проявила сельская учительница?

3. Вспомните героев, которые проявляют лучшие качества характера, когда попадают в сложную ситуацию.

 

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: Чему могут научить рассказы Соколова-Микитова? (5-10 предложений).

 

Фото ответа на вопрос домашнего задания жду не позднее 12.04.2020

Родная литература. 5 класс. 14.04.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: