1. Прочитайте биографию курского писателя К.Д.Воробьёва.
Воробьев Константин Дмитриевич
(1919 - 1975)
Воробьев Константин Дмитриевич (1919 - 1975), прозаик.
Родился 24 сентября в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 1930-х. В 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти, пошел работать в сельмаг, где платили хлебом. Окончив сельскую школу, недолго учился в сельхозтехникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.
В 1935 работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение "На смерть Куйбышева", о котором стало известно в редакции, и поэтому вынужден был срочно уехать. Сестра, жившая в Москве, приютила его. Здесь устроился на работу в редакцию газеты "Свердловец", учился в вечерней школе.
В 1938 был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету "Призыв". После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище. В 1941 рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином (в 1963 напишет книгу "Убиты под Москвой", одно из лучших своих произведений, критикой обруганную, объявленную клеветнической и ложной). Будучи раненым, попадает в плен (1941 - 43), дважды бежит. В 1943 - 44 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда "Кястутис". В эти годы написал повесть о пережитом в плену, которую напечатали только в 1986. Часто в своей жизни Воробьеву приходилось слышать: "Написано хорошо, талантливо, но напечатать не можем". Это касалось повестей "Одним дыханием", написанной в 1949, напечатанной в 1958 ("Последние хутора"), "Ермак", "Тетка Егориха", "Друг мой Момич", изданных после смерти писателя (в 1980-е).
В 1956 вышел первый сборник рассказов "Подснежник". Становится зав. отделом литературы и искусства в редакции "Советская Литва". Жил в Вильнюсе. В своих произведениях говорил о самых тяжелых исторических моментах - "Сказание о моем ровеснике", "Генка, брат мой", "Вот пришел великан" и др. Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из которых увидели свет с купюрами или в сокращении, были обруганы критикой. Но всегда это была правда о нашей жизни: "Синель", "Седой тополь", "Почем в Ракитном радости". Не успев окончить повесть, после тяжелой болезни К.Воробьев ум ер в 1975 году.
|
|
2. Прочитайте рассказ курского писателя К.Воробьёва «Первое письмо»
Первое письмо
Прошлым летом я жил в Лосевке — дачной деревне из полутора десятков домов, притаившихся на опушке знаменитой в нашем краю пущи. Хозяин, у которого я снимал жилье, числился в артели надомным сапожником, зачем-то притворялся хворым и душевным человеком. У него были разноцветные глаза — один голубой, а другой карий. Голубой обливал лаской, карий — злобой. Просыпался хозяин чуть свет, шел в одном белье в палисадник, просовывал голову в окно моей комнаты и, опасливо трогая клавиатуру пишущей машинки, сиповатым со сна голосом спрашивал:
|
|
— Уже маракуете?
— Тружусь, Адам Егорович,— коротко отвечал я, но это не сообщало ему уважения к моему занятию. Он тихонько хихикал и подмигивал темноватым глазом, будто намекал на что-то скверное, что я только что украдкой сделал, а он подглядел. Потом вытирал глаза, хотя оставались они сухими и хитровато настороженными, и в десятый раз допытывался:
— И, говорите, платят за это? Уд-дивительно! На чем только городские не поддедюливают!..
Я сразу припоминал косячки на своих ботинках — Адам Егорович взял с
меня за них шесть рублей вместо одного, и мне хотелось сказать ему нечто определенно твердое, но сознание, что Адам Егорович — хозяин, удерживало меня от этого.
Так нас заставало солнце. Хозяин уходил одеваться, но в палисадник вбегал
восьмилетний дачник — мой сосед. Он зарывался в анютины глазки и толстым голосом вопил: «Не хочу-у!» Простоволосая мамаша протягивала к нему сквозь изгородь яйцо и моляще грозила:
— Выпей третье, говорю! Выпей и не вынимай из меня последнее сердце! На крик являлся Адам Егорович. Он начинал подсчитывать смятые головки цветов, и мне приходилось отправляться в лес...
Верстах в четырех от Лосевки я знал одно дремучее место. Там постоянно
таился сумрак и прядали одряхлевшие вороны. Между седыми соснами большие пауки ткали липкие тугие сети. Длинные пегие ящерицы непуганно шныряли по земле, и временами что-то непутево ухало на дне низины, у протекавшего там ручья. Я приходил сюда с ружьем — для бодрости — и с корзинкой для боровиков: росли они тут сильные, коричневые, плотные.
Чтобы не озираться то и дело по сторонам и слышать хоть что-нибудь живое, приходилось петь. В памяти тогда почему-то всплывали одни боевые мелодии, вроде того, что «Нас не трогай, мы не тронем». Но даже вдвоем с песней трудно было оставаться в этой глухомани более получаса: хотелось поскорее выйти к солнцу, к птичьим голосам, к жизни.
В этом месте, у подножия исполинского дуба, я нашел однажды великолепный белый гриб, а рядом с ним — сухую ветку с красным лоскутком ветоши. Ни того, ни другого я не коснулся и прошел мимо, но чуть поодаль обнаружил еще два гриба под такими же флажками. Тогда мною овладело не совсем приятное чувство: я никогда никого не встречал здесь, и заметки над грибами казались странными. Словом, я не захотел взять эти грибы, потолковав сам с собой так: «Мало ли кому и для чего понадобилось примечать их тут!»
Отойдя метров тридцать от дуба, я сел под лохматую ель завтракать. В лесу стояла гнетущая тишина, пахло тленом, смолой и сыростью, и от всего этого охотно верилось в сказочную бабу-ягу и разную иную чертовщину. Дуб и зафлаженные грибы оказались у меня за спиной, и это было почему-то неприятно. Я стал оборачиваться к ним лицом, и в это мгновение в лесу метнулся и повис высокий, почти пронзительный детский голос:
Дор-рогая подруж-женька,
Дор-рогая моя подруж-жка!..
Это было так неожиданно и так тесно связывалось с моим лесным настроением, что я выронил хлеб и схватил ружье. У дуба что-то мелькнуло и пропало и на той же ноте, с той же напряженной страстное снова прозвенел голос:
Дор-рогая подруж-женька,
Дор-рогая моя подруж-жка!
Я отставил ружье,— пел обыкновенный мальчик, которого я еще не видел, но уже знал, зачем он кличет эту свою «подружку»: в голосе бились неприкрытый испуг, удивление, задор и еще что-то такое, больше похожее на крик о помощи, чем на радость.
|
|
И тут я увидел певца — коренастого мальчугана в длинном, не своем, видать, пиджаке, с большой плетёной корзинкой в левой руке и с палкой в правой.
Он быстро собрал зафлаженные грибы, сунул красные лоскутки в карман, повел бледным лицом по сторонам и снова прокричал свою песню — опять эти полкуплета,— больше, наверно, не знал.
Он не замечал меня, а я хорошо видел его из своего укрытия. В песне у него участвовали только губы и голос, а глаза не моргали, стерегли пространство, и оттопыренные лопушки ушей ловили малейший шорох и звук. Я выждал, пока он отошел подальше, и под его «подружку», чтобы скрыть треск валежника и не испугать человека, отделился от дерева и негромко запел колыбельную Моцарта. В песенке этой много ласковых слов и мирных созвучий.
Расчет был верный. Услыхав мой голос, юный грибник неторопливо оглянулся, спокойно подтянул штаны и как-то бочком-бочком пошел ко мне на сближение.
И вот мы идем рядом. Белая голова незнакомца достает мне до пояса. Из-под длинноватых штанин у него змеренно выныривают короткие квадратные ступни уютно тонут во мху и в сосновых иглах. Парень явно обрадовался встрече и моему ружью, но он из молчаливых, из тех, чьи мысли не разгадаешь сразу.
— Давай-ка, брат, познакомимся,— предложил я и назвал свое имя.— Наверное, тебя тоже как-нибудь зовут?
— Василием зовут, Трофимычем,— баском сообщил спутник и тут же заметил маленький боровик, взбугривший упругой шляпкой пятачок песчаной земли у нас под ногами.
— Тебе везет, Трофимыч! — шутливо сказал я, а он длинно поглядел на меня круглыми, серыми глазами, длинно и застенчиво улыбнулся чему-то и нехотя достал из кармана красный лоскутик.
— Замечу. Пускай подрастет немножко...
Я заглянул в его корзинку и не увидел там мелких грибов. Раскрывалась, пожалуй, загадка с флажками,— Трофимыч был, видать, мужик хозяйственный и с мелочью возиться не хотел.
|
|
— Так это твои грибы росли вон под тем дубом? — спросил я.
— Мои,— почему-то невесело признался Трофимыч и поинтересовался: — А что ж ты не взял их, раз нашел? Тут беляков много. Хватит на двоих.
— Да разве, кроме нас, сюда никто не ходит? — притворился я удивленным.
— Нет,— коротко сказал Трофимыч и через несколько шагов пояснил: —
Далеко очень. И буклы боятся.
— Какой буклы? — не понял я.
— Серой. Я ее видел. Мырнет головой в воду и как букнет! А сама аж больше меня и на двух лапах. Может, стрельнем, чтоб знали?
— Кто?
— А все,— ответил Трофимыч и кивнул на низину. Я поглядел туда и понял: попугать надо все, чего он тут боялся,— голубой сумрак, тишину, мшистые коряги, красную плесень и таинственную буклу. Откровенно говоря, мне и самому захотелось постращать все это, и выстрелил сразу из обоих стволов.
— Будут теперь знать!— убежденно сказал Трофимыч.
Домой мы возвращались вместе: Трофимыч, оказывается, был жителем Лосевки. Глядя себе под ноги, он сообщил, что отца его прибила в позапрошлом году гроза, мать работает под городом на лесозаводе и что осенью он в первый раз пойдет в школу.
— А ты... нешто дачник? — вдруг спросил Трофимыч и поднял на меня глаза. В их ожидании скрывалась какая-то откровенно ревнивая надежда, но я не разгадал ее и ответил утвердительно.— А-а...— отозвался Трофимыч, и мне показалось, что он ускорил шаги.
Чем дальше уходили мы от сумрачной пади, тем отчужденней становился Трофимыч: у него пропал ко мне всякий интерес. Я ломал голову над причиной такой резкой перемены и в конце концов решил, что дело тут в близости деревни: в лесу Трофимыч приласкался ко мне от страха. Это было немного обидно, но все же я сказал:
— А буклы ты зря боишься. Это выпь, птица такая, из породы цапель.
— Птички по-бычиному не кричат,— резонно ответил Трофимыч и свернул к лосевским огородам.
А вечером я увидел его снова. Он шел куда-то вдоль улицы, то и дело поглядывая на красный закат, и что-то соображал. Над дорогой плавала розовая пыль, взбитая велосипедами дачных ребятишек, в небе копнились прожаренные за день облака, и во дворах оглушительно кричали дачные петухи, привязанные ситцевыми лентами за ноги: откармливались.
Мой юный сосед, не желавший по утрам пить третье яйцо, вечерами катался на «Орлёнке», что-то пел под Утесова и никому не уступал дороги. Не дал он ее и Трофимычу, и когда тот шагнул вправо, туда же, еще издали, повернул и дачник, неистово работая звонком и педалями. Трофимыч кинулся тогда влево, цепко следя за передним колесом велосипеда; оно вместе песней стремительно накатывалось прямо на него. Все остальное уместилось в одну секунду: Трофимыч прирос к дороге, сжался, напружинился, а когда велосипед оказался от него в двух пядях, отпрыгнул в сторону и каким-то судорожным толчком рта гневно и коротко крикнул что-то дачнику.
Дальнейшие события разыгрались так: мой дачный сосед лежал в пыли рядом с велосипедом и не хотел вставать. Из отверстого рта его тек густой рев, а из носа — то, что в Лосевке зовут юшкой. Адам Егорович крепко держал за руку Трофимыча, хотя тот не пытался бежать и только временами поглядывал на закат: видно, торопился куда-то. Мамаша дачника шелестела над ним китайским халатом и умоляла меня позвать милицию.
— Скажите, она имеется тут или нет? Он же толкнул ребенка! Слышите? Толкнул...
— Я его не толкал,— без надежды на то, что ему поверят, сказал Трофимыч.
— Он сам все время задавливал меня... И нынче тоже. А я только гавкнул на
него. Всего-навсего раз...
— Вы слышали? Он на него гавкнул! Как вам это нравится? Он же мог убить ребенка до смерти! Идите и позовите сельсовет, если в этой дыре нет милиции.
— Не надо сельсовета,— вежливо сказал я женщине.
— А что же, по-вашему, надо? — изумилась она.
— Выпороть. Вашего сына...
Больше мне не удалось сказать ей ни одного слова: дама в китайском халате умела говорить такое, чего не умел я. Когда она ушла, волоча за собой упирающегося сына, я предложил Адаму Егоровичу освободить руку Трофимыча.
— А мне думается,— возразил он,— что его лучше поучить пять минут хворостиной сейчас, чем в совершеннолетие пятью годами по указу, а?
— А вы бы поучили дачника,-— в тон ему предложил я,-— он ведь у вас каждое утро цветы мнет.
— То дело не по мне,— каким-то скучным голосом отозвался Адам Егорович.— У него папаша на «Победе» ездит, пускай и учит.
Уходя, Трофимыч пытливо взглянул на меня и то улыбнулся длинно и загадочно.
В сумерках наступившей ночи я сидел в палисаднике и вдруг услыхал на дороге чьи-то шаги и голос Трофимыча:
—...а грибы не жарил. Масло взяло и разлилось. Да ты не горюй! Завтра ж у нас с тобой получка...
Я выглянул из-за плетня. Трофимыч шел с маленькой женщиной, в одной руке держал ее руку, а в другой — небольшую вязанку ослепительно белых в ночном мраке щепок. После в улице долго плавал терпкий запах скипидара и еще чего-то такого чистого и свежего, чему я не знал названия...
Несколько дней после этого я не встречал Трофимыча, и вдруг однажды
утром он явился ко мне сам. Остановившись у дверей, он сперва стащил с
головы видавший виды картузик, потом уже сказал:
— А я картошку окучивал. Только вчерась управился... Может, сходим опять туда за беляками? Там теперь страсть наросло их!..
Говорил он раздельно и четко, напирая на «р», отчего речь его приобретала
какой-то особенно вдумчивый смысл.
Я заторопился в сборах, а Трофимыч осторожно присел на диван, незаметно
качнулся на пружинах, незаметно изобразил на лице «ишь ты», затем стал
разглядывать пишущую машинку.
У меня давно хранились охотничьи сосиски и так подсохли, что издавали
костяной звук, когда я завертывал их в газету.
— Чтой-то? — удивился Трофимыч.
— Сосиски,— сказал я.— Вкусные. Никогда не пробовал?
— Мамка приносила раз, да только они не такие были, те мягкие,— сказал он и сглотнул.
Тогда я решил сперва позавтракать, а потом уже идти, но Трофимыч
отодвинулся от стола, спрятал руки между коленами и заявил:
— Не буду... Это нехорошо.
— Что? — не понял я.
— Есть у чужих.
— Ну,— смешался я,— мы же с тобой не чужие. Мы ведь друзья.
— Все одно нехорошо,— стоял он на своем, а я подумал: «Ну, подожди до
леса. Там я с тобой слажу!»
Перед самым отходом я показал Трофимычу снимок выпи. Он взглянул на
картинку и сразу признал:
— Букла! Вот же гадость, зря только пужала! Ну, теперь все! Теперь там
остался один что ни на есть волк. Я его тоже видал, изблизи прямо.
— Напугался, небось?
— А у него у самого из одного глаза слезы капали. И клочья на боках висели. Болел, должно, чем...
Грибов и в самом деле наросло страсть. Мы быстро наполнили свои
корзинки, постреляли из ружья, потом сели завтракать. И тут мне впервые
привелось увидеть, как можно красиво и умно есть! Неторопливо и плавно
Трофимыч взял правой рукой хлеб, бережно оглядел его и бережно откусил
— немного. С первого и до последнего глотка он не положил рук на колени,
держал хлеб и сосиски на весу, молчал, не спешил, не чавкал. Он ел, словно
тихо беседовал с незримым и большим своим другом, к которому у него
много уважения и хорошей любви.
Я сразу же подчинился его манере и тоже держал на весу хлеб и сосиски,
молчал и в то же время гадал: откуда и отчего это в Трофимыче? От
недостатка в доме еды? Но Трофимыч был крепкий и сильный, и на щеках у
него лежал здоровый деревенский румянец. Не найдя причины, почему
Трофимыч такой, а не этакий, я схватил его за голову и без слов прижал к
себе. Он удивленно притаился, и вдруг на мои руки упали теплые и легкие
слезинки: не осилил человек внезапной чужой ласки...
С каждым днем я все больше и крепче привязывался к Трофимычу, и дело
дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось. Он,
конечно, знал об этом, но держался по-прежнему ровно, значительно и
серьезно. Мне доставляло большую радость то, с каким уважительным
чувством наблюдал он процесс моей работы. Он мог часами сидеть и следить
за мной издали, а однажды, когда я смял и выбросил под стол исчерканную
кипу бумаг, внимательно спросил:
— Трудно?
— Трудно, Трофимыч,— благодарно признался я. Он поощрительно кивнул
головой, подъехал ко мне на стуле и сказал:
— Зато знаешь, что? Зато, когда пройдет трудно, то... знаешь, как будет? Во
как! — он развел вширь руками.— Аж смеяться ни про что захочешь!.. Вот
нам с мамкой бывает все трудно и трудно, а как получим получку, да как
поедем в кино, и как наемся я там мороженого, аж щекотно!.. А потом опять
трудно, а там сызнова приходит нетрудное. Так всегда и живем с нею...
Мои встречи с Трофимычем почему-то не нравились Адаму Егоровичу.
Несколько дней он подозрительно поглядывал на нас через окно, потом как-
то спросил меня:
— Учите, что ли, его чему? Вы не ахти приручайте сироту к чужому дому. А
то он разнюхает тут ходы-выходы, а потом...
— Что же он сделает потом? — приподнялся я со стула.
— Сворует. Колодки, например.
Я назвал тогда Адама Егоровича не по имени и отчеству, а несколько иначе.
Он прижмурил голубой глаз и вдруг прорвался площадной руганью.
...Вечером я уезжал из Лосевки. Трофимыч помогал мне грузить в машину
книги, был грустен и задумчив, и я не мог объяснить ему причину своего
преждевременного отъезда. Когда я, хорошо простясь с ним, сел в кабинку,
он влез на подножку машины и приплюснул нос к стеклу дверцы.
— Я вот что придумал,— сказал он угрюмым баском — я тебе пришлю
письмо. Как только выучусь осенью в школе, так и напишу. Ладно?
Дома я сколотил из фанеры ящик, вложил в него ученическую форму,
букварь, пенал и карандаши и дней за десять до начала учебного года отнес
посылку на почту. А первого января посылка пришла назад. Я сорвал с ящика
крышку и поверх ученической формы увидел косо налинованный лист из
тетрадки.
Прямыми, широкими и ясными буквами — чувствовался его характер —
Трофимыч писал:
«Посылаю сушеные грибы и мороженую рябину — целый пучок. Когда
будешь есть, то выбирай рябинки, что наклеваны, они самые что ни на есть
сладкие. Это их синицы не доели в лесу. А костюма не надо, мама говорит,
что вся Лосевка станет плохое думать об нас да об тебе, а мы не хочем. Ты
лучше приезжай сюда опятошным летом и живи у нас за так, а мы себе
загородку сделаем, доски уже есть. Приезжай».
Я долго и трудно искал редкие слова, чтобы достойно ответить Трофимычу
на его первое в жизни письмо.
2. Ответьте на вопросы, которые помогут вам лучше понять рассказ- устно.
- Как писатель относится к Трофимычу?
- Для чего писатель вводит в рассказ и другого мальчика? Сравните их. (Один топчет цветы, капризничает, кричит, никого не уважает, не любит мать, не имеет друзей – другой же наоборот.)
- Перечитайте эпизод с велосипедом...
- Не случайно рассказчик сразу полюбил Трофимыча. Как вы думаете, почему? Что есть у Трофимыча, чего нет у другого мальчика?
- Вспомним историю знакомства рассказчика и Трофимыча.
- Как развивались между ними отношения?
- Можно ли назвать их отношения дружбой?
- Все ли так относились к мальчику, как рассказчик? Каким видел его Адам Егорович?
- Что сделал рассказчик для Трофимыча? Что было в посылке?
- Письмо Трофимыча – наивысший момент в развитии действия. Каким мы видим мальчика из этого письма?
Какие качества героя вы бы отметили?
Т – трудолюбивый
Р - рачительный
О – основательный
Ф – физически развитый
И – интересный
М – мудрый
Ы – испытанный, надежный
Ч – чуткий, чудесный, человечный
- К.Воробьеву очень важно, чтобы читатели сами додумали дальнейшее развитие событий, предугадали жизнь героя.
Каждый из нас всегда имеет выбор, и очень важно, какой след мы оставим после себя.
Продолжите фразы (устно):
Я почувствовал(а), что…
Мне захотелось…
Я задумался(лась) над тем…
Сегодня я понял(а)…
Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: Что вам захотелось изменить в себе, прочитав рассказ К.Воробьёва?