Подробнее остановимся на произносительном аспекте

Дизартрия и всё о ней.

Семинар - практикум для родителей

          Составила: учитель-логопед  

         Зинченко Светлана Ивановна

Дизартрия и всё о ней.

Любое заболевание приобретает более зловещий характер, если оно поражает наших детей. Согласитесь, даже самый пресловутый насморк может стать большой проблемой, если он у маленького человечка. А если проблема гораздо серьезнее насморка? Если мы начинаем понимать что, что-то, что происходит с ребенком, может негативно отразиться на всей его дальнейшей жизни?

Некоторые скептики могут воскликнуть: «Это Вы что, про дизартрию сейчас говорите?» Когда вокруг гуляет рак, туберкулез, СПИД, наконец, то, что по сравнению с этим какая-то дизартрия?

 

И тем не менее, сегодняшняя наша беседа пойдет именно о дизартрии.

 Речь — вид деятельности головного мозга. В коре головного мозга за речь отвечают три центра. Речевой процесс – это круговой процесс. Речевой круг (непрерывный замкнутый цикл) образуют три мозговых речевых центра, функционирующих по-разному:

  • Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи т.е. управляет всей речевой мускулатурой.
  • Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих.
  • Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше.

Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс.

Для существования речевого круга и длительного речевого процесса необходимо, чтоб все три речевых центра работали синхронно, а с другой стороны эти три центра имеют разную биологическую мощность и, соответственно, развиваются не одновременно, а последовательно:

  • Ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока.
  • Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово “мама” и т.д. т.е. вторым формируется слуховой центр Вернике, который "распознает" слова.
  • И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр. Его развитие обусловлено воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами.

 

В норме к 2-3 годам ребенок учится синхронизировать речевые центры.

Но иногда этот процесс может нарушаться…

Подробнее остановимся на произносительном аспекте.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо

следующее:

· определенный импульс, посылаемый из моторного центра речи — зоны Брока;

· необходима передача этого импульса по нервам к органам и его трансформация в определенную команду;

· необходима сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи;

· необходима сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: