Речевой центр мозга, известный как обонятельное поле Брока, через нервную систему посылает импульсы всем мышцам и органам, которые участвуют в речевом процессе (языку, губам, неба, глотки, дыхательного аппарата), но вследствии органического поражения ЦНС связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом ухудшается.
· У детей с дизартрией нарушается подвижность речевой и
мимической моторики. Очень часто наблюдается слабость (вялость) или наоборот спастичность (напряженность) артикуляционной мускулатуры. Из-за этого темп выполнения артикуляционных движений, которые совершает наш язык заметно снижается, наблюдается неточность выполнения, снижена амплитуда артикуляционных движений. Многие дети слабо ощущают положение языка, губ с трудом находят направление их движений, необходимых для произнесения звуков.
· Таким образом, страдает звукопроизносительная сторона речи.
Речь ребенка с дизартрией становится нечеткой, смазанной. Складывается такое ощущение, что речь как акварельные краски, расплылись по бумаге.
|
|
Кроме нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией страдает голос: он может быть тихим, слабым, а иногда наоборот хриплым, резким, напряженным, чрезмерно громким. У части детей даже появляется фальцет (высокий, напряженный и визжащий).
· Страдает дыхание: ритм дыхания нарушен, отмечается слабость
речевого дыхания, дыхание носит поверхностный характер. Вследствие этого речь теряет свою плавность.
· Страдает темп речи - который может быть ускоренным или
наоборот замедленным.
Точное определение дизартрии звучит так:
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.
Дизартрия - это диагноз, в основе которого лежит органическое поражение ЦНС, которое могло возникнуть вследствии различных причин: в период внутриутробного развития, во время родов, а так же в постнатальном (послеродовом) периоде.
Например:
- В период внутриутробного развития.
- различные заболевания, перенесенные мамой во время
беременности, в том числе и обычное ОРЗ;
- гипоксия плода во время беременности;
- прием медикаментов;
- токсикозы второй половины беременности.
- В период родов (недоношенность, затяжные или стремительные роды вызывающие кровоизлияния в мозг младенца); недлительная асфиксия (удушье) – это тот случай, когда ребенок закричал не сразу.
- В раннем возрасте: инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, менингоэнцефалит).
Мы так подробно останавливаемся на симптоматике дизартрии для того, чтобы Вы поняли, что на 100% скорректировать дизартрию одними логопедическими и педагогическими методами невозможно.
|
|
Подход к устранению дизартрии должен быть комплексным и включать в себя:
· медикаментозное лечение, направленное на восстановление функций ЦНС;
· массаж и физиотерапевтические процедуры, цель которых нормализация тонуса язычной и мимической мускулатуры;
· логопедическую работу, которая включает в себя артикуляционную
гимнастику - необходимую для тренировки и развития подвижности органов артикуляционного аппарата; формирование укладов необходимых для произнесения того или иного звука; работу над дыханием; развитие грамматического строя речи; формирование полноценной связной речи.
· а так же, общеукрепляющую терапию, которая заключается в приеме
витаминизированных препаратов.