Вопрос. Раскройте влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка

Вопрос. Охарактеризуйте основные психологические новообразования к концу первого года жизни.

Ответ:

-Общение (4-5 мес.) приобретает избирательный характер (знает своих, отличает их от чужих). Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции). Центральные новообразования — потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях (Л.И. Божович).

-Внимание

Первоначально внимание выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительные признаки, а также предметы и действия с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания

способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

-Память

Функционирует «внутри» ощущений и восприятий. Проявляется в форме запечатления, узнавания. Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

-Восприятие

Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание движущихся предметов. Восприятие формы, света, предметов. Развивается пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты

в целом (ребенок создает образы предметов).

-Восприятие и действие — основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. Повышена чувствительность сенсорного восприятия.

-Движение и действие

Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка.

Движение рук направлены к предмету.

Наблюдается ощупывание предмета.

-Манипулирование

Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнение достигаемых

результатов.

-Появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого.

Проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации (доречевые), двигательную активность младенца навстречу взрослому.

-Развитие речи включено в общение со взрослым.

Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в

самостоятельную деятельность ребенка.

Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и в названии предметов и лиц).

-В младенческом возрасте формируется речевой слух, ребенок издает звуки, называемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуком и действиями малыша. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимыми взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов.

Вопрос. Назовите кризисные периоды данного возраста и охарактеризуйте особенности их проявления.

Ответ: Кризис одного года

Содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами.

Первый: развитие ходьбы. Ходьба — основное средство передвижения в пространстве. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ходьба — основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой

разрыв старой ситуации развития.

Второй момент кризиса связан с появлением первого слова:

·ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название (открывает связь между

знаком и значением — символизирующую функцию речи);

·увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

Третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребенка возникают первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции (реакции протеста на ситуацию, оппозиция, противопоставление себя другим), в которых не дифференцируются воля и аффект (Л.С. Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем-то отказано.

вопрос. Раскройте влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка.

Ответ: особенности развития памяти в младенчестве:

- память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

-она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания,

характеризуется недлительным сохранением;

- материал фиксируется ребенком непроизвольно;

- сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная

память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Узнавание предметов в младенческом возрасте обычно происходит по одному, часто несущественному, признаку. Незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье. В то же время признака, который находил в опыте малыша наиболее значимое подкрепление, бывает достаточно для узнавания.

 

Предпосылки развития мышления у ребенка складываются в манипулятивной деятельности с предметами к концу первого года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями, т.е. сами действия выступают как способ изучения объекта. Манипулирование ведёт к совершенствованию самих действий, которое, в свою очередь, способствует обогащению познавательного опыта ребенка. В его сознании фиксируется результат действий, возникает стремление повторить их, при этом устанавливаются простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями действительности.

В возрасте 7-10 месяцев развиваются «соотносящие» действия, которые помогают установить связь предмета с местом расположения и предметов между собой (например, кольца от пирамидки нужно нанизывать на штырь). Позднее ребёнок учится устанавливать различные пространственные соотношения предметов.

В 10-11 месяцев возникают функциональные действия, формирование которых выходит за пределы младенчества (например, расческа начинает использоваться ребенком по своему функциональному назначению – расчесывание куклы).

К концу первого года жизни ребёнок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи.

Мышление в младенчестве не является самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, включено в практические манипуляции с предметами. Возникают предпосылки развития любознательности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: