Виды цен в зависимости от учета в них транспортных расходов

Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование:

− в местах производства (пунктах отправления);

− в местах потребления (пунктах назначения).

Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен (частично этот вопрос рассмотрен выше). Слово «франко» означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены (табл. 2.3).

 

Обычно наименьшей ценой поставки является «франко-склад изготовителя (поставщика)». В этом случае покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца). И цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.

Наибольшей ценой поставки обычно является цена «франко-склад потребителя».

Наибольшее распространение на практике получили:

− цена франко-станция (пристань) отправления;

− франко-станция (пристань) назначения.

Цена франко-станция (пристань) отправления показывает, что в цену включены расходы по транспортировке только до станции (пристани) отправления. Все остальные транспортные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.

Цена франко-станция (пристань) назначения означает, что в цену включены все транспортные расходы вплоть до станции (пристани) назначения.

При выборе того или иного вида франкировки изготовители (продавцы) и потребители (покупатели) приходят к компромиссному решению, которое в той или иной степени отвечает их экономическим интересам.

Виды цен в зависимости от характера и степени государственного регулирования.

Наиболее общим принципом классификации всех цен, действующих в рыночной экономике, является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости от степени вмешательства государства в процессе их формирования.

Фиксированные – это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразования или другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). Фиксированные цены указывают в соответствующих документах, и их изменение является нарушением законодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В России они применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг (нефть, газ, коммунальные услуги).

Регулируемые – это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. К регулируемым относятся: предельные цены, по которым установлена максимальная величина, то есть они не могут быть выше указанного уровня; минимальные цены, когда определен их нижний предел, то есть цена должна быть выше. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка и являются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объему предложения.

Государство может влиять на изменение свободных цен путем воздействия на конъюнктуру рынка – изменение спроса и предложения и их соотношение. Например, необходимо установить более высокую цену на какую-нибудь группу товаров в целях стимулирования производства – государство может пойти на предоставление налоговых льгот или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Это приведет к расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можно способствовать снижению цен.

Совершенно свободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом случае подвергается определенному воздействию государства (налоговое законодательство, таможенная (торговая) политика и т. д.), но оно носит косвенный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: