Методика ознакомления младших школьников с художником и его картинми

Биография художника

Аркадий Александрович Пластов родился в самом конце XIX века - золотого века русской культуры, накануне века серебряного, ее закатного, ностальгического, прощального отблеска перед неизбежностью грядущих перемен и катастроф...(слайд2)  Он пришел в мир еще при жизни Толстого, Чехова, Левитана, Сурикова, Серова, Врубеля - своих будущих учителей жизни и кумиров в искусстве. Может быть, поэтому та невидимая животворная связующая нить, называемая традицией, вопреки всему протянулась в его творчестве до последней четверти двадцатого века. Его родная Симбирская земля, давшая России немало блистательных имен, среди которых Карамзин, Гончаров, Языков, была неисчислимо богата святынями, храмами, усадьбами...

Живописец, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда. (слайд 3)

 

Дед и прадед Пластова были иконописцами. По проекту Григория Пластова, деда художника, построен храм в Прислонихе, в том селе, где суждено было родиться будущему художнику. Именно в храме, глядя на работу иконописцев, подновлявших дедовы росписи, он выбрал свой жизненный путь.(слайд 4).

Образы Родины и народа органично вошли в его сознание еще в детстве и слились с наследием великих художественных традиций русского искусства, став незыблемой основой его творчества.

 

(слайд5) Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алешин и Федор Федорковский.

 

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

 

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен.

(слайд 6) В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня".

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. (слайд 7)В 1937 году на выставке "Индустрия социализма" была показана картина Пластова "Колхозный праздник", принесшая автору славу. Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе "Выборы комитета бедноты".

(слайд 8)В годы Великой отечественной войны художник создал картину "Немец пролетел" (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

 

В 1946 году картины Аркадия Пластова "Сенокос" и "Жатва" экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – "Первый снег".

 

(9сл)Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина "Едут на выборы" (1947 год). Продолжают сельскую тему картины "Колхозный ток" (1949 год) и "Ужин трактористов" (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

 

 (сл10)В 1953–1954 годах художник написал картины – "Юность" и "Весна". В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого "Холстомер" (1952–1954) и "Три смерти" (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью. Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах участвовал в Венецианской арт-биеннале.

 

(сл.11)Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964–1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964). В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.

Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально документальный музей Аркадия Пластова.

13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита "Большой Восьмерки" в Санкт Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

В 2010 году в Ульяновске был открыт музей художника Аркадия Пластова.

25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области был открыт памятник Пластову, созданный молодым скульптором Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым.

 

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 — начала 20 века. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

(сл.12)За свою творческую деятельность Пластов был награжден двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

(сл.13)Аркадий Пластов был женат на Наталье Алексеевной фон Вик, происходившей из старинного дворянского немецкого рода. Их сын Николай Пластов (1930 2000) продолжил дело отца и стал художником. Внук живописца Николай Николаевич Пластов член Союза художников России. Закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова.

Методика ознакомления младших школьников с художником и его картинми.

Художественное воспитание очень важно в школе. Оно обеспечивает детям развитие в области искусства. Необходимо сделать так,что бы во время урока дети получали удовольствие от работы,которую они выполняют.

На уроках изобразительного искусства с картинами Пластова начинают знакомить с 1 класса.

(сл.14)Например, картину «Первый снег» учитель показывает на уроке, который посвящен зиме. Роль учителя на уроках очень велика. Педагог описывает эту картину и проводит с детьми беседу: «На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона.

-Как вы думаете, зачем ее написал художник? (Ответ детей)

-Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.»

Это помогает привлечь внимание детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.

 

(сл.15)По учебнику Неменской Ларисы Александровны знакомство с картиной Пластова «Сенокос» происходит в 1 классе во время изучения темы  «Здравствуй,лето!» на стр. 102-103. Задача учителя показать образ лета в творчестве художников.

«– Рассмотрите на с. 102–103 учебника картины лета, нарисованные российскими художниками.

-Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал свою картину так, потому что крестьяне косят траву на лугу

– Какое время года изображено? (Лето, пора сенокоса.)

– В каком летнем месяце бывает такая молодая, свежая зелень? (В июне)

- Что изобразил художник на переднем плане картины? (На переднем плане картины художник изобразил цветущий луг).

Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.

 

(сл.16)По программе «Школа Россия»  во 2 классе изучают тему «Поле цветов. Ритм цвета. Живопись». На данном уроке  предлагается  рассмотреть репродукцию картины А.Пластова «Колокольчики и ромашки». Учитель вместе с учениками любуются красотой живых цветов, разнообразием их форм и цвета. Делает сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников, обращает внимание детей на то, как художники изображают цветы в букете.

Составление букетов – это особое искусство, которому даже специально учат. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не пропала в нем, а наоборот – проявилась и усилилась.

Цветы для букета обычно подбирают таким образом, чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.

 

Так же по картине «Первый снег» учащиеся пишут сочинение в 4 классе. (4 класс 1 часть)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: