Ссылка: https://youtu.be/Iy-cgeiDuPs

Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча».

 

Мир поэзии – это духовный мир стихов, который открывает нам двери для познания чего-то высокого и прекрасного. Поэзия превращает обыкновенные вещи в драгоценные, сияющие искры.

Поэзия послевоенных десятилетий и особенно второй половины 60-х годов отмечается необычайным богатством и разнообразием творческих исканий и открытий. Это интересный и сложный период развития советской поэзии.

 

Продолжаем знакомство с творчеством Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Давидовича Левитанского, Андрея Макаревича.

 

Мир поэзии – мир чувств. В лирике любой эпохи одним из самых распространенных всегда оставался мотив одиночества. Согласно мировоззрению большинства поэтов, творец должен оставаться немного поодаль от всей толпы - отчасти из-за того, что простые люди все равно не способны понять его таланта, а отчасти из-за того, что творчеству необходимы тишины и спокойствие.

В любом случае, поэт оказывается одинок. Однако поэты ХХ века, в отличие от своих предшественников, чаще описывают одиночество вынужденное и грустное, от которого не застрахован ни один человек.

 

Булат Окуджава. Так уж сложилось в природе, что судьба талантливых людей полна личных трагедий, борьбы, поисков, скитаний и прочих невзгод. Наверное, только испытавший и переживший многое человек может создавать произведения на века. Только тогда они наполнены истинным смыслом, глубоки и содержательны, проникают в души и находят там отклик. Такой была и судьба Булата Окуджавы.

     

 


 «Песенка о ночной Москве»


Ссылка: https://youtu.be/Iy-cgeiDuPs

Когда внезапно возникает ещё неясный голос труб,

слова, как ястребы ночные срываются с горячих губ,

мелодия, как дождь случайный, гремит; и бродит меж людьми

надежды маленький оркестрик под управлением любви.

 

В года разлук, в года сражений, когда свинцовые дожди

лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди,

и командиры все охрипли... он брал команду над людьми,

надежды маленький оркестрик под управлением любви.

 

Кларнет пробит, труба помята, фагот, как старый посох, стёрт,

на барабане швы разлезлись... Но кларнетист красив как чёрт!

Флейтист, как юный князь, изящен...И вечно в сговоре с людьми

надежды маленький оркестрик под управлением любви.

1963 г.

· О чём стихотворение Булата Окуджавы? О любви и надежде..

Стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о ночной Москве» посвящено тем одиноким моментам в жизни каждого человека, когда его покидает не только вдохновение, но и любовь.

Окуджава пишет о том, что происходит, «когда командовал людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви», что в таких ситуациях всё остальное теряет значение. По мнению Окуджавы, которое он озвучивает в этом стихотворении, любовь – это та единственная сила, которая помогает людям выжить даже в самых трудных ситуациях.

 

Ю. Левитанский.

«Диалог у новогодней ёлки» — стихотворение поэта Юрия Левитанского, впервые опубликованное в журнале «Знамя» (1970, № 1). Произведение стало основой для песни, прозвучавшей в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Ссылка:https://youtu.be/eBx_8C2u_1M

 

См. другие исполнения песни здесь:

https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3+%D1%83+%D0%BD%D0%BE%

«Диалог у новогодней ёлки»

— Что происходит на свете? — А просто зима.

— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю,

В ваши уснувшие ранней порою дома.

— Что же за всем этим будет? — А будет январь.

— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю,

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится? — Будет апрель.

— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен,

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

Будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует? — Следует жить,

Шить сарафаны и легкие платья из ситца.

— Вы полагаете, все это будет носиться?

— Я полагаю, что все это следует шить.

Следует жить, ибо, сколько вьюге ни кружить,

Недолговечны её кабала и опала.

Так разрешите же в честь новогоднего бала,

руку на танец, сударыня, вам предложить.

 

Месяц – серебряный шар со свечою внутри,

и карнавальные маски по кругу, по кругу.

Вальс начинается, дайте ж сударыня руку,

и раз-два-три,

раз-два-три,

раз-два-три,

раз-два-три.

 

· О чём стихотворение Юрия Левитанского? В диалоге девушка задаёт вопросы с философским подтекстом. На что её спутник отвечает просто и по-житейски (жизненно). В конце говорится, что месяц – это карнавал.

· Какие образы возникают в стихотворении? В стихотворении возникают образы времён года: зимы, весны, грядущего лета. Также возникает картина новогоднего бала (карнавала), танец лирического героя со спутницей.

· Что значат для лирического героя месяцы январь и апрель? Начало января для лирического героя стихотворения – период, когда замыкается круг, пересекаются исходные и финальные точки, заново рождается время, так называемая точка отсчёта. Месяц апрель, весенний месяц – значит пробуждение новой жизни.

 

Тему любви и одиночества продолжает Юрий Левитанский в стихотворении "Диалог у новогодней ёлки". Здесь показывается, как при помощи милой и отчасти бессмысленной кокетливой болтовни человеку удается очаровать свою возлюбленную и спастись тем самым от одиночества.

В этом же стихотворении Левитанский озвучивает и главный свой принцип: «Что же из этого следует? - Следует жить!». Поэт объясняет своим читателям, что нельзя терять страсть к жизни ни в каких ситуациях, и тогда все обязательно наладится, и одиночество сменит любовь.

По словам писателя Ефима Бершина, Левитанский, до конца дней сохранявший в себе черты «большого ребёнка», относился к январю с непосредственностью школьника, ценящего первый месяц года за праздничную атмосферу, зимние каникулы и собственный день рождения. «Ёлочные проповеди» поэта, включённые в «Диалог…», состоят из трёх пунктов: власть любой вьюги недолговечна; «следует жить»; «следует шить… сарафаны и лёгкие платья из ситца».

Начало января для лирического героя стихотворения – это период, когда замыкается круг, пересекаются исходные и финальные точки, заново рождается время. Зимние «кабала и опала» не должны пугать его собеседницу: в заснеженной природе постепенно пробивают себе дорогу ростки весны. Тему пробуждения новой жизни несёт не только авторская убеждённость в том, что «будет апрель», но и появляющийся в финальных строчках мотив карнавала, создающего «ускользающе-новогоднее настроение».

«Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, к которому все причастны… Атмосфера карнавальности, воссоздаваемая в «Диалоге…», и делает узнаваемым сам Новый год — праздник, где мотив вечного возвращения модифицируется мотивом кругового движения масок вокруг ёлки. А ёлка в новогодней обрядности выступает не только как символ древа жизни, но и как символ мирового древа.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: