Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет

Мая,группа№11, химия,урок№58.

Тепа программы: Карбоновые кислоты.

Тема урока: Понятие о лекарственных препаратах на примере ацетилсалициловой кислоты, нитроглицерина и т.д. Гидролиз сложных эфиров водой и раствором щёлочи. Сложные эфиры в природе.

План.

Синтетические лекарственные препараты.

Гидролиз сложного эфира.

Сложные эфиры в природе.

Опорный конспект.

Понятие о синтетических лекарственных препаратах (на примере аспирина)

1. Синтетические лекарственные средства - одно из важнейших достижений синтетической органической химии. Благодаря им стало возможным излечение многих болезней, которые раньше были фатальными для больных. в 1865 году английский хирург Джозеф Листер впервые использовал во время операции карболовую кислоту (фенол) для дезинфекции инструментов и рук хирурга. Это существенно уменьшило смертность среди хирургических больных, поскольку предотвращало бактериальным инфекциям. Такая лекарственная новация спасла миллионы человеческих жизней.
2. Аспирин - общепринятое название ацетилсалициловой кислоты - самого распространенного болеутоляющего, жаропонижающего и противовоспалительного средства. Еще в древности для лечения инфекционных болезней и подагры, для облегчения боли и снижения температуры использовали различные экстракты ивовой коры.
Ученые установили, что активным лечебным компонентом этих напитков является салициловая кислота. Впоследствии был разработан метод ее синтеза, поэтому в медицине широко начали использовать соль салициловой кислоты - натрий салицилат. Однако оба соединения были достаточно токсичными, что побудило исследователей к поиску способа синтеза вещества, которая производила бы такой же (или сильнее) терапевтический эффект с меньшим вредом для организма.
1893 г. сотрудник немецкой терапевтической фирмы «Байер» Феликс Гофман синтезировал ацетилсалициловую кислоту. Доступность сырья и методики синтеза обеспечили возможность промышленного производства лекарств, что были запатентованы под названием «аспирин». То есть впервые была внедрена технология массового промышленного производства синтетического лекарственного средства.
Эти лекарства сразу приобрели большую популярность и сохранили ее по сей день. Объем их производства за год достигает десятков тысяч тонн. Аспирин обладает ярко выраженными противовоспалительным, жаропонижающим и определенную обезболивающее действия. Однако этим не исчерпывается его влияние на организм, поскольку исследования выявляют новые грани биологической активности и перспективные направления использования ацетилсалициловой кислоты.
1982г. английский фармаколог сэр Джон Уэйн был удостоен Нобелевской премии по медицине за разгадку механизма физиологического действия аспирина.
3. Лечение болезней с применением синтетических химических препаратов, имели направленную бактерицидное действие, начал немецкий врач, бактериолог и биохимик Пауль Эрлих. Созданный им препарат сальварсан проявляет высокую эффективность против возбудителей не только сифилиса, но и других опасных болезней. Так же, как и аспирин, это лекарственное средство вошел в «первой десятки» борцов с недугами.
«Рабочее» название сальварсану «препарат 606» означает, что П. Эрлих и его сотрудники синтезировали 605 веществ. Однако лишь 606 попытка оказалась удачной - добытая вещество губительно действовала на возбудителя болезни - бледную спирохету. Это пример поиска новых биологически активных веществ методом фармакологического скрининга (просеивания).
Несмотря на большие затраты времени и труда, метод скрининга до сих пор не потерял своего значения. Однако более перспективным является целенаправленный органический синтез. Это наглядный пример того, как понимание связи состава и строения веществ с их свойствами и биологической активностью становится основой для создания соединений с наперед заданными свойствами и эффективных лекарств на их основе.
Важное значение в производстве современных лекарственных средств приобрели биотехнологии как промышленные методы получения биологически активных веществ. Нанотехнологии - перспективное направление не только синтеза биологически активных соединений, но и их прицельного доставку до больного органа.
4. Недостатки синтетических лекарственных средств. Список синтетических лекарственных средств практически неисчерпаем. Сульфаниламидные препараты и антибиотики как специфического, так и широкого спектра действия, обезболивающие, сосудорасширяющие, противосудорожные... Полезны или вредны они? На примере аспирина легко убедиться: ацетилсалициловая кислота, несмотря на бесспорное лечебное действие может вызвать в организме ряд нежелательных, вредных изменений. Поэтому насущной задачей химиков является синтез соединений, не уступающих аспирина по лечебным эффектом, однако лишены присущих ему недостатков. Первые шаги в этом направлении уже сделано. Учет особенностей белка-фермента, на который влияет аспирин, стало основой для синтеза лекарств нового поколения.

 

Гидролиз сложного эфира.

 

Сложные эфиры в природе.

Сложные эфиры содержатся в цветах, фруктах, ягодах. Они определяют их специфический запах.
Являются составной частью эфирных масел (известно около 3000 эф.м. – апельсиновое, лавандовое, розовое и т. д.)
Эфиры низших карбоновых кислот и низших одноатомных спиртов имеют приятный запах цветов, ягод и фруктов. Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков.
Физические свойства этих эфиров различны:

 














Список литературы

1. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие. 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2005г.

2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Тренин В.И., химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень). – М.: Дрофа, 2009г.

3. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е.,Дроздов А.А., химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений базовый уровень). – М.: Дрофа, 2009г.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2005

5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2005

Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет

1. http://school-collection.edu.ru/. - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Перечень Web-сайтов,рекомендуемых для использования в работе:

1. http//www.chem.msu.su/rus/school/ - сайт журнала «Химия: методика преподавания в школе»

2. http://www.chem.msu.su/rus/school/ - школьные учебники по химии для 8-11 классов общеобразовательной школы

3. http://c-books.narod/ru- литература по химии

4. http://experiment.edu.ru/catalog.asp- естественнонаучные эксперименты

5. chem.msu.su –портал фундаментального химического образования России

6.alhimik.ru – образовательный сайт по химии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: