Доминантсептаккорд и его обращения

КЛАСС                                                                              СОЛЬФЕДЖИО                                                                    2019-2020 учебный год     

 

 

 

 


 

 

 

 

  мажор минор
натуральный тон-тон-полутон-3 тона-полутон тон-полутон-2 тона-полутон-2 тона
гармонический VI b VII #
мелодический   á VI #  VII #

 

 

 


 

 



КАК ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ

· определи тональность; если в мелодии есть отклонения в другие тональности, определи тональный план;

· проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;

· определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;

· проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;

· найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов (если есть).

 

Домашнее задание.

Выдели в мелодии фразы и предложения.

Определи и подпиши тональности.

Пой со словами, с названием нот, умей тактировать, дирижировать.

 

ЖАВОРОНОК

Сл. Н.Кукольника                                                                                                                         М.Глинка

 

                  Меж-ду не - бом    и    зем – лёй        пес - ня раз - да - ёт - ся,

             не – ис - ход - но - ю   стру - ёй            гром - че, гром - че  льёт - ся

  

            Не ви - дать пев -  ца по - лей,         где по - ёт    так гром - ко   

 

            над под - ру - жень - кой сво – ей              жа - во - ро - нок  звон - кий,  

 

            над под - ру - жень - кой сво – ей                жа - во -ро -нок звон   -      кий.                     

 

1. Выполни построения в тональности си минор, играй и пой:

натуральный вид                                                      гармонический вид

   

Мелодический вид

 

 

2. Ступеневый диктант.   Домашнее  задание:  последовательности  ступеней  петь  в  миноре (h-moll и еще две тональности на выбор).

 

а) б)    

 

3. В тональности си минор построй трезвучия главных степеней с обращениями, выполни разрешения неустойчивых аккордов. Все аккорды с разрешениями играй и пой:

 

 

4. Последовательность аккордов: запиши ступенями нижний голос, подпиши аккорды:

 

АККОРДЫ              
СТУПЕНИ              

 

Домашнее задание: запиши последовательность аккордов в тональности e-moll, играй и пой всеми способами.

 

 

 

 


5. Ритмические упражнения.                                                                                         

· вначале прочитай ритмослогами (каждый такт повторяй несколько раз),          

когда читаешь – обязательно тактируй или дирижируй

· умей чётко простучать или прохлопать (каждый такт повторяй несколько раз)

· попробуй простучать двумя руками: правая – ритм, левая – доли

 

  а)     г)   ж)
  б)     д)   з)
  в)     е)    

 

6. Пой знакомую мелодию со словами и с названием нот, дирижируй. Транспонируй на м.3 ↓, запиши в инструментальной группировке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 




ДОМИНАНТСЕПТАККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ

Спой упражнение с перемещением звуков доминантсептаккорда. Получается три обращения D7:

 

 


Если собрать эти звуки в аккорды, то получится:

Доминантсептаккорд, как и любой септаккорд, состоит из трех терций (одной большой и двух малых):

D7 = б.3 + м.3 + м.3 или   Б53 + м.3

Интервальный состав обращений доминантсептаккорда такой:

1-е обращение – м.3+м.3+б.2 (или Ум.53+б.2)

2-е обращение – м.3+б.2+б.3

3-е обращение – б.2+ б.3+м.3 (или б.2+Б53)

 

Обрати внимание, что каждое обращение доминантсептаккорда включиет в себя большую секунду, которая образуется между септимой аккорда и его основным тоном. В первом обращении она находится сверху, во втором обращении – в середине, в третьем – внизу. Название обращений доминантсептаккорда определяется интервалами, которые образуются между нижним звуком аккорда и звуками секунды:

Первое обращение – D65 доминантовый квинтсекстаккорд Второе обращение – D43 доминантовый терцквартаккорд

 

Третье обращение – D2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: