КЛАСС СОЛЬФЕДЖИО 2019-2020 учебный год
мажор | минор | |
натуральный | тон-тон-полутон-3 тона-полутон | тон-полутон-2 тона-полутон-2 тона |
гармонический | VI b | VII # |
мелодический | á VI # VII # |
КАК ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ
· определи тональность; если в мелодии есть отклонения в другие тональности, определи тональный план;
· проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
· определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
· проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
· найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов (если есть).
|
|
Домашнее задание.
Выдели в мелодии фразы и предложения.
Определи и подпиши тональности.
Пой со словами, с названием нот, умей тактировать, дирижировать.
ЖАВОРОНОК
Сл. Н.Кукольника М.Глинка
Меж-ду не - бом и зем – лёй пес - ня раз - да - ёт - ся,
не – ис - ход - но - ю стру - ёй гром - че, гром - че льёт - ся
Не ви - дать пев - ца по - лей, где по - ёт так гром - ко
над под - ру - жень - кой сво – ей жа - во - ро - нок звон - кий,
над под - ру - жень - кой сво – ей жа - во -ро -нок звон - кий.
1. Выполни построения в тональности си минор, играй и пой:
натуральный вид гармонический вид
Мелодический вид
2. Ступеневый диктант. Домашнее задание: последовательности ступеней петь в миноре (h-moll и еще две тональности на выбор).
а) | б) |
3. В тональности си минор построй трезвучия главных степеней с обращениями, выполни разрешения неустойчивых аккордов. Все аккорды с разрешениями играй и пой:
4. Последовательность аккордов: запиши ступенями нижний голос, подпиши аккорды:
АККОРДЫ | ||||||
СТУПЕНИ |
Домашнее задание: запиши последовательность аккордов в тональности e-moll, играй и пой всеми способами.
|
|
5. Ритмические упражнения.
· вначале прочитай ритмослогами (каждый такт повторяй несколько раз),
когда читаешь – обязательно тактируй или дирижируй
· умей чётко простучать или прохлопать (каждый такт повторяй несколько раз)
· попробуй простучать двумя руками: правая – ритм, левая – доли
а) | г) | ж) | |||
б) | д) | з) | |||
в) | е) |
6. Пой знакомую мелодию со словами и с названием нот, дирижируй. Транспонируй на м.3 ↓, запиши в инструментальной группировке:
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ
Спой упражнение с перемещением звуков доминантсептаккорда. Получается три обращения D7:
Если собрать эти звуки в аккорды, то получится:
Доминантсептаккорд, как и любой септаккорд, состоит из трех терций (одной большой и двух малых):
D7 = б.3 + м.3 + м.3 или Б53 + м.3
Интервальный состав обращений доминантсептаккорда такой:
1-е обращение – м.3+м.3+б.2 (или Ум.53+б.2)
2-е обращение – м.3+б.2+б.3
3-е обращение – б.2+ б.3+м.3 (или б.2+Б53)
Обрати внимание, что каждое обращение доминантсептаккорда включиет в себя большую секунду, которая образуется между септимой аккорда и его основным тоном. В первом обращении она находится сверху, во втором обращении – в середине, в третьем – внизу. Название обращений доминантсептаккорда определяется интервалами, которые образуются между нижним звуком аккорда и звуками секунды:
Первое обращение – D65 доминантовый квинтсекстаккорд | Второе обращение – D43 доминантовый терцквартаккорд |
Третье обращение – D2