Доминантовый секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном

 

1. Заполни таблицу:

Обозначение аккорда Полное название аккорда Ступень, на которой строится аккорд Положение секунды в аккорде
D7      
D65      
D43      
D2      

 

2. Напиши D7   и его обращения в виде арпеджио по данному образцу, играй и пой:

          D7                           D65                             D43                              D2

 


F-dur

 

 


B-dur

 

 


Es-dur

 

 


As-dur

 

3. Соедини стрелочками доминантовые аккорды и их разрешения, подпиши их:

 

4. Построй обращения D7 в мажорных тональностях по данному образцу, играй и пой:

 

5. Построй обращения D7 в минорных тональностях по данному образцу, играй и пой:

 

 

6. Закрась в данных аккордах звуки, обозначающие секунды, и подпиши аккорды.

!!!Задание повышенной сложности. Обозначь ступени, на которых они строятся, разреши в мажоре, подпиши разрешения; укажи тональности этих аккордов:

 

 

D65 – ДОМИНАНТОВЫЙ КВИНТСЕКСТАККОРД

 

Первое обращение доминантсептаккорда – D65 – строится на VII ступени мажора и гармонического минора.

От других обращений D65 отличается острым тяготением VII ступени в тонику в нижнем голосе; в верхнем голосе V ступень при разрешении в тоническое трезвучие остаётся на месте:

 

 


Рассмотрим этот аккорд подробнее. В его составе мы увидим знакомые элементы – доминантовый секстаккорд и уменьшённая квинта:

 

1. Определи и подпиши аккорды, по звукам которых движется мелодия. Пой в тональностях E-dur, B-dur, A-dur:

 

 

2. Запиши аккорды следующих последовательностей:

а)         б)        
                   

 

в)        
         

 

Построй последовательности в тональностях Es-dur и c-moll, играй и пой всеми способами (все звуки аккордов мелодически или один из голосов):

 

 

 

 


3. Запиши диктант:

· напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся

· определи и запиши размер

· разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)

· сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)

· проанализируй принципы организации мелодии:

    направление движения (вверх или вниз),

    есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

     движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

    наличие секвенций

· проанализируй, каковы особенности ритма

· обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

 

 

 

 

Мелодию диктанта пой в тональностях Es-dur, A-dur (учись транспонировать «с листа»).

 

4. Преврати следующие аккорды в малые мажорные квинтсекстаккорды, дописав недостающий звук:

 

 

5. В мелодиях найди, выдели и подпиши движение по звукам D65, пой с дирижированием:

       Задорно                                                                                                                                  Польская народная песня

 

           Умеренно                                                                                                                       Д. Львов-Компанеец. Полька

6. !!!Задание повышенной сложности. Построй D65, в которых звук ми поочередно будет примой, терцией, квинтой, септимой. Полученные аккорды разреши в одноимённые тональности, тональности подпиши:

 

 

 

 

 


D43 – ДОМИНАНТОВЫЙ ТЕРЦКВАРТАККОРД

Второе обращение доминантсептаккорда – D43 – строится на II ступени мажора и гармонического минора. По разрешению в развернутое тоническое трезвучие его легко отличить от других обращений D7. В нижнем голосе ясно прослушивается нисходящее разрешение II ступени в I:

                                                                   D43       Т53

                                                                    II             I

Рассмотрим аккорд подробнее: б.2 находится в середине, между двумя терциями – нижней м.3 на II ступени и верхней, «доминантовой» б.3 на V ступени. Кроме того, в его состав входит тритон – ув. 4 на IV ступени, а также второе обращение доминантового трезвучия – D64:

                         

 

1. Играй и пой оба голоса секвенции по очереди; определи и подпиши тональности:

 

 


2. Запиши аккорды следующих последовательностей:

а)         б)        
                   

 

в)          
           

 

Построй последовательности в тональностях D-dur и h-moll, играй и пой всеми способами (все звуки аккордов мелодически или один из голосов):

     
 

 


3. «Собери мелодию». Послушай мелодию, определи последовательность тактов (над каждым тактом напиши номер). Запиши мелодию.

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: