1. Заполни таблицу:
| Обозначение аккорда | Полное название аккорда | Ступень, на которой строится аккорд | Положение секунды в аккорде |
| D7 | |||
| D65 | |||
| D43 | |||
| D2 |
2. Напиши D7 и его обращения в виде арпеджио по данному образцу, играй и пой:

D7 D65 D43 D2
![]() |
F-dur
![]() |
B-dur
![]() |
Es-dur
![]() |
As-dur
3. Соедини стрелочками доминантовые аккорды и их разрешения, подпиши их:

4. Построй обращения D7 в мажорных тональностях по данному образцу, играй и пой:

5. Построй обращения D7 в минорных тональностях по данному образцу, играй и пой:

6. Закрась в данных аккордах звуки, обозначающие секунды, и подпиши аккорды.
!!!Задание повышенной сложности. Обозначь ступени, на которых они строятся, разреши в мажоре, подпиши разрешения; укажи тональности этих аккордов:

D65 – ДОМИНАНТОВЫЙ КВИНТСЕКСТАККОРД
Первое обращение доминантсептаккорда – D65 – строится на VII ступени мажора и гармонического минора.
От других обращений D65 отличается острым тяготением VII ступени в тонику в нижнем голосе; в верхнем голосе V ступень при разрешении в тоническое трезвучие остаётся на месте:
![]() |
Рассмотрим этот аккорд подробнее. В его составе мы увидим знакомые элементы – доминантовый секстаккорд и уменьшённая квинта:
1. Определи и подпиши аккорды, по звукам которых движется мелодия. Пой в тональностях E-dur, B-dur, A-dur:

2. Запиши аккорды следующих последовательностей:
| а) | б) | |||||||
| в) | |||
Построй последовательности в тональностях Es-dur и c-moll, играй и пой всеми способами (все звуки аккордов мелодически или один из голосов):
![]() | |
![]() |
3. Запиши диктант:
· напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
· определи и запиши размер
· разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
· сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
· проанализируй принципы организации мелодии:
направление движения (вверх или вниз),
есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),
движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,
наличие секвенций
· проанализируй, каковы особенности ритма
· обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?


Мелодию диктанта пой в тональностях Es-dur, A-dur (учись транспонировать «с листа»).
4. Преврати следующие аккорды в малые мажорные квинтсекстаккорды, дописав недостающий звук:
5. В мелодиях найди, выдели и подпиши движение по звукам D65, пой с дирижированием:
Задорно Польская народная песня

Умеренно Д. Львов-Компанеец. Полька

6. !!!Задание повышенной сложности. Построй D65, в которых звук ми поочередно будет примой, терцией, квинтой, септимой. Полученные аккорды разреши в одноимённые тональности, тональности подпиши:


D43 – ДОМИНАНТОВЫЙ ТЕРЦКВАРТАККОРД
Второе обращение доминантсептаккорда – D43 – строится на II ступени мажора и гармонического минора. По разрешению в развернутое тоническое трезвучие его легко отличить от других обращений D7. В нижнем голосе ясно прослушивается нисходящее разрешение II ступени в I:

D43 Т53
II I
Рассмотрим аккорд подробнее: б.2 находится в середине, между двумя терциями – нижней м.3 на II ступени и верхней, «доминантовой» б.3 на V ступени. Кроме того, в его состав входит тритон – ув. 4 на IV ступени, а также второе обращение доминантового трезвучия – D64:
1. Играй и пой оба голоса секвенции по очереди; определи и подпиши тональности:

2. Запиши аккорды следующих последовательностей:
| а) | б) | |||||||
| в) | ||||
Построй последовательности в тональностях D-dur и h-moll, играй и пой всеми способами (все звуки аккордов мелодически или один из голосов):
![]() | |||
![]() | |||
3. «Собери мелодию». Послушай мелодию, определи последовательность тактов (над каждым тактом напиши номер). Запиши мелодию.












