1. В каких тональностях для понижения VI ступени требуются следующие случайные знаки (тональности указать в буквенном обозначении):
2. Эта мелодия написана композитором в гармоническом мажоре. Перепиши её в инструментальной группировке с соответствующей альтерацией, играй и пой:
3. Транспонируй мелодию на б.2 ↓, запиши в новой тональности, играй и пой:
4. В этой мелодии композитор чередует натуральный и гармонический мажор: первое предложение звучит в натуральном ладу, второе – в гармоническом. Поставь необходимые знаки, играй и пой мелодию:
5. Выучи наизусть и пой с дирижированием:
«О sole mio!» («Моё солнышко!») неаполитанская песня
6. В музыке среднего раздела (трио) знаменитого «Марша Черномора» композитор сопоставляет два вида мажора. Внимательно послушай музыку и поставь в мелодии необходимые знаки альтерации:
Ладовая альтерация.
Ты уже знаком с явление хроматизма – это повышение или понижение ступени лада на полтона. А теперь – внимание! НОВОЕ ПРАВИЛО:
|
|
1. По образцу в правилах выполни повышение и понижение ступеней в тональностях с четырьмя и пятью знаками:
E-dur As-dur
H-dur Des-dur
cis-moll f-moll
gis-moll b-moll
2. В мажорных тональностях с четырьмя знаками запиши и пой мелодию, подпиши альтерированные ступени:
3. Определи и укажи тональности мелодий, подпиши альтерированные ступени. Настройся в нужной тональности, пропой мелодии «с листа»:
4. Эта мелодия тебе знакома, можешь петь прямо с симфоническим оркестром (файл «Прокофьев. Тема Кошки из симфонической сказки «Петя и волк», плейлист «6 класс сольфеджио» https://vk.com/audios-83354472?z=audio_playlist-83354472_18), конечно, в удобном для тебя регистре. Определи и подпиши альтерированные ступени, выучи наизусть, пой с дирижированием:
ЭНГАРМОНИЧЕСКИ РАВНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Задание 1.
Задание 2.
Настройся в тональности, определи и подпиши ступени; спой, внимательно называй все знаки:
Задание 3.
В тональностях Fis-dur и Ges-dur напиши, играй и пой тритоны VII-IV ступеней, главные трезвучия с обращениями и разрешениями:
|
|
Задание 4.
Сыграй в тональности Fis-dur интервальную цепочку, подпиши интервалы и ступени:
Запиши и сыграй эту же интервальную цепочку в тональности Ges-dur:
Задание 5.
Мелодию выучи наизусть, пой с дирижированием. Это самая известная и важная мелодия в творчестве великого итальянского оперного композитора Джузеппе Верди; разучить её можно вместе с записью оперного фрагмента (файл «Верди_Хор иудеев из оперы «Набукко», плейлист «6 класс сольфеджио» https://vk.com/audios-83354472?z=audio_playlist-83354472_18).
Выдели и подпиши движение по звукам аккордов.
Largo Дж. Верди. Хор иудеев из оперы «Набукко»