Получите у лаборанта 10 мл раствора мыла в воде. Раствор разлейте в две пробирки по 5 мл.
а) В первую пробирку с раствором мыла добавьте 2 мл разбавленной серной кислоты. Происходит обменная реакция и выделяется жирная кислота, которая в воде не растворяется. Поэтому раствор становится мутным.
Нагрейте полученную смесь, а затем охладите. При нагревании жирные кислоты всплывают наверх, а при охлаждении они затвердевают. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
б) Во вторую пробирку с раствором прибавьте 2 мл раствора хлористого кальция. Энергично взболтайте. Образуется осадок кальциевых солей высших жирных кислот. Эти соли не растворяются в воде. Наблюдения и выводы запишите в журнал.
Опыт 2. Омыление жиров.
В небольшую фарфоровую чашку поместите 0,5 мл растительного масла и 4 капли 35 %-ного раствора NaOH. Стеклянной палочкой размешайте щелочь с маслом до получения однородной эмульсии. Затем поставьте чашку на электрическую плитку и при незначительном нагревании продолжайте помешивать, пока не получится однородная прозрачная слегка желтоватая жидкость. Затем добавьте 2 мл дистиллированной воды и вновь нагрейте, тщательно перемешивая до полного упаривания воды. Снимите чашку с электрической плитки. Получится кусочек твердого белого мыла.
Уравнение реакции:
Занятия 19-21.
Тема: Углеводы.
Цель занятия: Изучить основы строения, химических свойств важнейших моно-, ди- и полисахаридов в качестве теоретической базы для прогнозирования характера метаболических превращений в живом организме.
I.Теоретические вопросы
1. Моносахариды.
2. Цикло-оксотаутомерия.
3.Химические свойства моносахаридов
4. Неклассические моносахариды.
5.Восстанавливающие дисахариды: мальтоза, лактоза, целлобиоза.Строение, свойства.
6. Невосстанавливающие дисахариды: сахароза.
7. Гомополисахариды: крахмал, гликоген, декстран, целлюлоза
8. Гетерополисахариды: хондроитин сульфат, гиалуроновая кислота, понятие о гепарине.
II. Краткая теоретическая часть
Углеводы входят в состав клеток и тканей всех растительных и животных организмов. Они имеют большое значение как источники энергии в метаболических процессах.
Углеводы служат основным ингредиентом пищи млекопитающих. Общеизвестный их представитель - глюкоза - содержится в растительных соках, плодах, фруктах и особенно в винограде (отсюда ее название - виноградный сахар). Она является обязательным компонентом крови и тканей животных и непосредственным источником энергии для клеточных реакций.
Углеводы образуются в растениях в процессе фотосинтеза из диоксида углерода и воды. Для человека основным источником углеводов является растительная пища.
Углеводы делятся на моносахариды и полисахариды. Моносахариды не гидролизуются с образованием более простых углеводов. Способные к гидролизу полисахариды можно рассматривать как продукты поликонденсации моносахаридов. Полисахариды являются высокомолекулярными соединениями, макромолекулы которых содержат сотни и тысячи моносахаридных остатков. Промежуточную группу между моно- и полисахаридами составляют олигосахариды (от греч. oligos - немного), имеющие относительно небольшую молекулярную массу.
Моносахариды