Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADl до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).
Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.
|
|