Область научных интересов, значение в науке

Подготовил: обучающийся гр. ЭМ 924

Михалев Дмитрий Сергеевич

Преподователь: Жукова Татьяна Олеговна


План:

Введение

  • 1 Биография
  • 2 Научный вклад
    • 2.1 По украинскому языку
  • 3 Работы

Примечания




Введение

Алексе́й Алекса́ндрович Ша́хматов (5 (17) июня 1864, Нарва — 16 августа 1920, Петроград) — известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.



Биография

Родился в дворянской семье в городе Нарва, в 1883 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1884 в «Исследованиях по русскому языку» опубликована первая его статья «Исследования о языке новгородских грамот XIII и XIV вв».

Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Впервые замечен в серьёзных научных кругах после выступления во время защиты А. И. Соболевским его магистерской диссертации — о системе фонем праславянского языка. Шахматов выступил с убедительной критикой некоторых важных положений доклада, чем вызвал сильную неприязнь уже известного в ту пору научными трудами Соболевского. Напряжённые отношения ученых сохранялись до конца жизни Шахматова.

В 1887 защитил диссертацию на тему «О долготе и ударении в общеславянском языке», после окончания университета остался при нём и к 1890 стал приват-доцентом.

В 1890 году Алексей Александрович начал читать курс истории русского языка в Московском университете. Однако едва приступив к преподавательской деятельности, А. А. Шахматов принял неожиданное для коллег-филологов решение оставить науку и уехать к родственникам в саратовскую деревню. Уже из Саратова в одном из писем Ф. Ф. Фортунатову Шахматов признаётся, что заинтересовался современным крестьянским управлением и теперь полагает всю свою душу в работе на благо окружающего его сельского населения.

1 июля 1891 года Шахматов официально вступил в должность начальника земской управы и в течение двух лет активно участвовал в хозяйственной жизни вверенного ему уезда. Во время эпидемии холеры весной 1892 года содействовал организации медицинской помощи, хлопотал о командировании в волость нескольких сестёр милосердия и фельдшеров.


В том же 1892 году А. А. Шахматов возобновил работу над магистерской диссертацией, а в 1893 году по приглашению председателя Отделения русского языка и словесности Петербургской Академии наук академика А. Ф. Бычкова принял звание адъюнкта Академии и вернулся к научной деятельности.[1]

В 1894 выдвинул свою работу «Исследования в области русской фонетики» на соискание степени магистра, однако ему была присуждена высшая степень доктора русского языка и словесности.

Первые научные разработки — в области диалектологии. Совершил две экспедиции в середине 80-х гг. — в Архангельскую и Олонецкую губернии.

После смерти Я. К. Грота взял на себя составление первого нормативного словаря русского языка.

С 1894 адъюнкт Петербургской АН, с 1898 — член Правления Академии наук, самый молодой за всю историю её существования (34 года), с 1899 — действительный член АН. С 1910 профессор Петербургского университета.

С 1906 — член Государственного совета от академической курии. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918.

Член Сербской Академии наук (1904), доктор философии Пражского университета (1909), доктор философии Берлинского университета (1910), член-корреспондент Краковской Академии наук (1910), почётный член Витебской учёной архивной комиссии[2] и др.

Умер от истощения в Петрограде в августе 1920 года. Похоронен на Волковском кладбище.

После смерти ученого в 1925–1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Шахматов впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

Об учёном его сестрой — Е. А. Шахматовой-Масальской — оставлены мемуары.




Научный вклад

После работ Шахматова любое исследование по истории древней Руси опирается на его выводы. Учёный заложил основы текстологии как науки.

Особенно большой вклад исследователь внёс в разработку текстологии древнерусского летописания, в частности - "Повести временных лет". Сличение различных редакций данного памятника позволило Шахматову прийти к выводу о том, что дошедший до нас текст по происхождению многослоен и имеет несколько стадий формирования. Логические нестыковки, текстовые вставки, разрывающие связный текст, отсутствующие в Новгородской Первой летописи, по мысли Шахматова, являются свидетельством существования гипотетического Начального свода, созданного приблизительно в 90-х гг. XI века. Например, в тексте Новгородской Первой летописи отсутствуют договоры Руси с греками X века, а также все прямые цитаты из греческой Хроники Георгия Амартола, которой пользовался составитель Повести временных лет. При дальнейшем изучении Начального свода А. А. Шахматов обнаружил другие логические несоответствия. Из этого делался вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Её


 


По украинскому языку

Алексей Шахматов — один из авторов работы «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (1916) [4], принимал участие в написании декларации Петербургской АН «Про отмену ограничений малорусского печатного слова»[5] (1905—1906), автор подробных рецензий на грамматики украинского языка А. Крымского и С. Смаль-Стоцкого, словарь украинского языка Б.Гринченко[6][7].

Алексей Александрович с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов.

Где же та русская народность, о которой мы говорили выше и которую хотели признать естественною носительницей и представительницей государственных интересов? Признаем ли мы такою русскою народностью только великорусскую? Не будет ли это признание тяжким преступлением против государства, созданного и выношенного всем русским племенем в его совокупности? Решение объявить «инородцами» малорусов и белорусов не умалит ли самое значение русской народности в нашем государстве, вводя его в сравнительно тесные пределы Московского государства XVI—XVII вв.?

А. Шахматов. О государственных задачах русского народа в связи с национальными задачами племен, населяющих Россию. «Московский журнал», 1999 г., № 9.

Шахматов, в отличие от других русских филологов — Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты, а реакцию на запретительные меры по отношению к украинскому языку.

 


 


Основные вехи жизни

Ш. родился в дворянской семье. Отец – Александр Алексеевич Шахматов, чиновник, юрист. Мать – Мария Федоровна Бистром. У Ш. было три сестры, одна сводная Наталья Александровна и две единоутробных – старшая Евгения (в замужестве Масальская) и младшая Ольга. В мае 1871 г. умер отец, в январе 1871 г. – мать. Троих малолетних детей, Евгению, Алексея и Ольгу, взяли на воспитание дядя Алексей Алексеевич Шахматов и его жена. Раннее детство Ш. прошло в саратовском имении дяди селе Губаревка, где имелась богатая библиотека. Гуманитарным образованием Алексея занимался дядя, некогда закончивший Гейдельбергский университет. Мальчик учил французский, немецкий, греческий и латинский языки, интересовался русской историей. Учился в основном дома, периодически – в московских гимназиях (поступил в частную гимназию Ф.И. Крейцмана, окончил четвертую московскую гимназию). В 1878 г., будучи гимназистом, написал статью о происхождении языков и представил ее профессорам Московского университета В.Ф. Миллеру, Н.И. Стороженко и Ф.Ф. Фортунатову. С этого времени началось его научное общение и ученичество и Фортунатова, который привлек Ш., тогда гимназиста восьмого класса, в качестве неофициального оппонента на защите магистерской диссертации А.А. Соболевского «Исследование в области русской грамматики». Несогласие Ш. с некоторыми спорными положениями диссертации Соболевского и дискуссия на защите между диссертантом и оппонирующим ему гимназистом положили начало долголетним неприязненным отношениями между этими учеными. В 1883 г. Ш. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1887 г. (выпускное кандидатское сочинение «О долготе и ударении в общеславянских языках») и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1886 г. опубликовал первый крупный научный труд «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV в.». Став в 1890 г. приват-доцентом Московского университета, Ш. свою пробную лекцию 1 марта 1890 г. посвятил проблеме реконструкции литературного наследия летописца XI в. Нестора («О сочинениях преподобного Нестора»). В конце 1890 г. Ш. уволился из университета и уехал в свое саратовское имение Губаревку, поступил на службу земским начальником пятого участка Саратовского уезда, в составе которого находилась Губаревка. 12 марта 1894 г. в Московском университете состоялась защита магистерской диссертации Ш. «Исследование в области русской фонетики», оппоненты – Р.Ф. Брант, Ф.Е. Корш, В.Ф. Миллер, Ф.Ф. Фортунатов. По результатам защиты Ш. была присуждена не магистерская, а сразу докторская степень. В 1909 г. Ш. была присуждена ученая степень доктора философии Пражского, а в 1910 г. Берлинского университетов. В ноябре 1894 г. по представлению академиков А.Ф. Бычкова и И.В. Ягича Ш. был избран адъюнктом Академии наук. В 1897 г. избран экстраординарным академиком, в 1899 г. – ординарным. В Академии наук Ш. занимался составлением словаря русского языка (возглавил это направление в 1897 г.), исследовал говоры славянских языков (кроме русского – лужицкий, сербохорватский, словенский), для чего в 1896 и 1903 гг. ездил в зарубежные командировки. С 1898 г. – член Правления Академии наук, с 1906 г. – председатель Отделения русского языка и словесности, возглавлял издание Известий ОРЯС. С 1894 г. Ш. жил в Петербурге, где женился на Наталье Александровне Градовской (дочери историка проф. А.Д. Градовского), от которой имел четверых детей: Ольгу (1897), Александра (1898), Софию (1901) и Екатерину (1903). В 1905 г. вступил в партию кадетов, но со временем, после 1907 г., отошел от общественной деятельности. Был почетным членом и членом ряда научных обществ: с 1895 г. – Общества любителей древней письменности и искусства, с 1896 г. – Русского географического общества и Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, с 1899 г. – Общества любителей российской словесности, с 1900 – Русского библиологического общества и Археографической комиссии. Член Сербской Академии наук (с 1904 г.), член-корреспондент Краковской Академии наук (с 1910 г.).

Область научных интересов, значение в науке

Еще во время обучения в университете Ш. начал заниматься изучением языка средневековых новгородских грамот, местными говорами Олонецкой губернии, вопросами реконструкции общеславянского языка. В том числе для этой цели впоследствии исследовал говоры славянских языков. Ш заложил основы современных исследований праславянской фонологической системы. Через все научное творчество Ш. проходит интерес к древнерусскому летописанию. Специально изучением русских летописей он занялся в конце 90-х гг. XIX в., когда написал рецензию на книгу И.А. Тихомирова «Обозрение состава московских летописных сводов», в которой подверг критике существующую метедологию изучения древнерусских летописей. Ш. впервые последовательно применил текстологический метод при исследовании летописных текстов, что позволило ему реконструировать важнейшие несохранившиеся этапы древнерусского летописания, с XI в. до XVI в. Основное внимание Ш. сосредоточил на реконструкции древнейших этапов русского летописания, предшествовавших Повести временных лет. Исследования Ш. по летописанию отличали полнота привлечения материала, строгое следование методологии, а также многочисленность гипотез, при помощи которых Ш. зачастую приходил к верным умозаключениям. Сложность текстологических построений Ш., подчас противоречивые выводы делают его метод трудным для постижения. Поэтому ученики и последователи Ш., особенно М.Д. Приселков специально занимались объяснением «шахматовского» метода изучения древнерусских летописей.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: