Показатели результативности деятельности государственных гражданских служащих

Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, предполагает практическое внедрение систем показателей результативности, преобразование государственной службы в современную и целостную систему профессиональной служебной деятельности граждан для исполнения функций и полномочий органов власти.

В соответствии с основным направлением реформирования предполагается широкое применение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности, которые позволяют в виде конкретных целевых значений качественных и количественных параметров зафиксировать особенности и степень достижения целей, выполнения задач, возложенных на государственные органы, их структурные подразделения и государственных гражданских служащих. Внедрение этих механизмов должно привести к повышению качества работы гражданских служащих и установлению связи между оценкой результативности их деятельности и системой стимулирования труда.

Законодательством Российской Федерации в настоящее время созданы все предпосылки для практического использования таких систем. Например, в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 прослеживается четкая тенденция оценки деятельности государственных гражданских служащих на основе показателей результативности. В связи с переходом к контрактной системе для государственных гражданских служащих устанавливаются показатели результативности, которые закрепляются в должностном регламенте.

Задание:

1. Дайте определение понятия «показатель результативности».

Ответ: Под показателем результативности в широком смысле принято понимать отношение фактического результата (измеряемого показателя – «так называемого «критерия результативности») к плановому, описательный или количественный итог, представляющий результат деятельности или ее эффективность в процессе достижения поставленной цели.

Показатель результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего – это количественный или качественный индикатор, отражающий результат деятельности или успешность движения к поставленной цели.

2. В большинстве практических руководств по разработке показателей отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С», перечислите эти критерии.

Ответ: · Четкость (Clearness),

· Полнота (Completeness),

· Комплексность (Complexity),

· Непротиворечивость (Consistency)

3. Заполните таблицу «Виды показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих»

Тип показателя результативности Описание Примеры
Показатели процессов Показатели, характеризующие сроки и нормативы выполнения определенной деятельности 1)Объем финансовых средств, выделенных на реализацию программы – 2)Наличие сертификатов, оценивающих знание иностранного языка – 3)Затраты на командировки
Показатели непосредственных результатов Показатели, характеризующие объем проделанной работы 1)Процент рассмотренных жалоб 2)Число активных проектов на текущую дату 3) Доля проектов документов, оформленных с нарушением установленных требований
Показатели конечных эффектов Показатели, характеризующие степень достижения целей и задач органов власти и (или) изменение в состоянии целевой группы потребителей услуг 1)Число погибших в автокатастрофах на дорогах, прошедших инспекцию не более года назад – 2)Сокращение числа совершенных преступлений на 10 тыс. жителей 3)Доля инвалидов, прошедших программы социальной реабилитации

 

«Конституционное право»

Задача1.

В уставе одного из областей содержатся положения, устанавливающие, что:

- срок полномочий областного законодательного собрания составляет 6 лет;

- срок полномочий высшего должностного лица области – два года;

- законы области подписывает председатель областного законодательного собрания.

Дайте конституционно-правовую оценку указанным положениям областного устава.

ОТВЕТ

1. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. (п. 5 ст. 4 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

2. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет. (п. 5 ст18Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.(п.2 ст. 8 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации")

 

Задача2.

Одна из республик в составе Российской Федерации приняла закон, регулирующий вопросы использования воздушного пространства над ее территорией в целях повышения безопасности авиационных полетов.

Вправе ли субъект РФ осуществлять такое законодательное регулирование?

Ответ:

Да, субъект РФ вправе осуществить данное законодательное регулирование, так как в соответствии со Статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (пункт 1,б): "защита... общественной безопасности..." — а этот закон как раз регулирует вопрос общественной безопасности.

Задача3.

Правительство РФ внесло в Совет Федерации законопроект «Об общих принципах разграничения государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации». Поскольку к законопроекту не прилагались финансово-экономическое обоснование и справка о состоянии законодательства в соответствующей области отношений, Председатель Совета Федерации вернул законопроект в Правительство РФ.

Какие действия субъектов законодательного процесса противоречат
Конституции РФ и Регламентам палат?

Ответ:

Согласно п.2 ст. 104 Конституции РФ «Законопроекты вносятся в Государственную Думу», п.2 ст. 105 Конституции РФ «Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации». Согласно условиям задачи Правительство РФ внесло законопроект в Совет Федерации, но изначально должна была внести его на рассмотрение в Государственную Думу.

В параграфе 12 ст.105 Регламента Государственной думы РФ прописаны документы, которые должны быть представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы. Финансово-экономическое обоснование и справка о состоянии законодательства в соответствующей области отношений тоже в числе этих документов.


Задача 4.

Петров В. родился в августе 2016г. на территории Польши. Его мать - гражданка РФ, отец – лицо без гражданства.

Какое гражданство приобретет В.Петров и по какому основанию?

ОТВЕТ:Ребенок получит Гражданство РФ

На основании ст. 12 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

 

 

Задача 5.

Глава районной администрации своим постановлением установил административную ответственность филиалов и представительств юридических лиц, находящихся на территории района, за нарушение трудового законодательства в виде штрафа в размере пятисот рублей.

Допустил ли глава районной администрации нарушения? Если вы считаете постановление незаконным, укажите основания и порядок его обжалования (оспаривания).

ОТВЕТ:

Глава районной администрации допустил нарушение действующего законодательства, так как ответственность за нарушение трудового законодательства регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а значит выходят за переделы компетенции Главы районной администрации установленной статьей 36 пункта 4. Глава администрации района в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения.

 

 

Задача 6.

Глава районной администрации 20 ноября получил жалобы военнослужащего «Г.» и гражданина «С.» на действия заведующего финансовым отделом администрации. 8 декабря глава администрации рассмотрел жалобу военнослужащего самостоятельно, а письменное обращение С. направил для разрешения по существу в финансовый отдел администрации.

1) Правомерны ли действия главы районной администрации?

2) Какие виды письменных обращений граждан в органы государственного управления предусматривает действующее законодательство?

3) Кратко их охарактеризуйте.

Ответ:

1. Действия главы областной администрации по направлению жалобы гражданина «С» в финансовый отдел для разрешения по существу неправомерны. Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Поскольку предметом жалобы являлись действия заведующего финансовым отделом областной администрации, то рассмотрение жалобы военнослужащего «Г» главой областной администрации является правомерным действием, так как финансовый отдел является структурным подразделением администрации, а глава областной администрации является, таким образом, вышестоящим органом.

Таким образом, глава областной администрации должен был самостоятельно рассмотреть обе жалобы.

2. Действующее законодательство предусматривает следующие виды письменных обращений граждан в органы государственного управления:

1) Предложение. Представляет собой рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

2) Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

3) Жалоба. Представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в любом из вышеперечисленных видов письменного обращения в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Задача 7.

В уставе одного из областей содержатся положения, устанавливающие, что:

- срок полномочий областного законодательного собрания составляет 6 лет;

- срок полномочий высшего должностного лица области – два года;

- законы области подписывает председатель областного законодательного собрания.

Дайте конституционно-правовую оценку указанным положениям областного устава.

ОТВЕТ:Отдельные положения не соответствует действующему законодательству. Уже хотя бы по тому, что срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. (п. 5 ст. 4) По п. б) проходит. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет. (п. 5 ст18) У пред. обл. думы ручку забрать! Высшее должностное лицо субъекта обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов (пп. б) п. 7 ст. 18)

 

 

Задача 8.

Одна из республик в составе Российской Федерации приняла закон, регулирующий вопросы использования воздушного пространства над ее территорией в целях повышения безопасности авиационных полетов.

Вправе ли субъект РФ осуществлять такое законодательное регулирование?

Ответ: Да, субъект РФ вправе осуществить данное законодательное регулирование, так как в соответствии со Статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (пункт 1,б): "защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; " — а этот закон как раз регулирует вопрос общественной безопасности, и согласно ст. 12 Воздушного кодекса РФ.

 

 «Основы государственного и муниципального управления»

Кейс №1

Подведем первые итоги муниципальной реформы 2014 года, когда в Федеральный закон № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены поправки, на основе которых осуществлена трансформация структур муниципального управления в регионах России. Модель сильного мэра закреплена в 5 регионах (Липецкая, Иркутская, Кемеровская, Омская области, Адыгея) + в 3-х преимущественно (Забайкальский край, Астраханская и Ярославская области) + выборочное нормирование в Курганской области. Модель сити-менеджера закреплена в 13 регионах (Республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Крым, Белгородская, Ивановская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Тульская, Тюменская области, ЕАО + преимущественно Калиниградская область (кроме Калининграда)) Нормирование регионом по типам МО: Карелия, Чувашия, Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Магаданская, Самарская, Тамбовская области, ЯНАО – 9 регионов) и т.д.

 Результаты реформы: Отказ от прямых выборов глав в большинстве МО.

Задание: Покажите достоинства и недостатки модели «сильного мэра» (т.е. избранного на всеобщих выборах)

ОТВЕТ

В крупных муниципалитетах США, Германии, Канады, Японии и ряда других стран мэр избирается непосредственно населением. Это, как правило, определяет его достаточно сильные позиции в системе местного управления.

По мнению ряда исследователей, в частности А.И. Черкасова, данная модель возникла, как реакция на недостатки модели «совет – слабый мэр» и, например, в США стала вытеснять ее, начиная со второй половины XIX в. «Сильный мэр» должен был стать политическим и административным лидером муниципалитета, ответственным за его общий политический курс и разработку программ городского развития.

В рамках модели «совет – сильный мэр» значительно ограничены полномочия выборных должностных лиц в пользу назначаемых мэром специалистов. Первичная компетенция здесь также распределена крайне асимметрично, но уже в пользу исполнительного («сильный мэр») органа. Избираемый населением мэр не может быть освобожден от занимаемой должности советом. Он имеет право вето на решения совета, которое чаще всего может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов членов последнего. Мэр подготавливает рекомендации в рамках нормотворческой компетенции совета, отвечает за разработку и исполнение муниципального бюджета, единолично назначает и увольняет муниципальных чиновников, распределяет полномочия между муниципальными департаментами, осуществляет их реорганизацию, самостоятельно решает текущие вопросы управления. Являясь политическим лидером муниципалитета, мэр представляет интересы местного сообщества вовне, в отношениях с центральным правительством.

Система «совет – сильный мэр» соответствует условиям крупных муниципалитетов с неоднородным населением, сложность управления которым диктует необходимость концентрации властных полномочий и ответственности в одних руках. Система несет в себе определенные характеристики президентской формы правления, поэтому проецирует на местный уровень как позитивные, так и негативные черты последней.

Среди достоинств рассматриваемой модели следует назвать:

- реализация «сильным мэром» основных административно-управленческих функций на принципах единоначалия и субординации;

- персональная ответственность мэра на всех стадиях управленческой деятельности;

- повышение роли кадрового и профессионального элемента в персональном составе всех подразделений системы местного самоуправления.

Недостатки данной модели по необходимости являются продолжением ее достоинств. Здесь следует выделить следующие структурные слабости:

- совмещение в единоличном исполнительном органе политических и административных функций, что предполагает – мэр должен быть одновременно и хорошим политическим лидером, и умелым, компетентным администратором, однако эти качества далеко не всегда могут быть совмещены в одном человеке;

- в связи с тем, что легитимность и совета, и мэра одна и та же (оба органа избираются непосредственно населением), между ними может возникнуть конкуренция, в условиях которой оба органа будут тратить свою энергию (и, следовательно, деньги налогоплательщиков) на политическую междоусобицу, а не на решение насущных проблем соответствующего территориального сообщества;

- «сильный мэр», независимо от субъективных характеристик, от его личных и деловых качеств, аккумулирует особую власть, непрозрачную и неподконтрольную ни представительному органу, ни местному населению. Другими словами, человек – в принципе непригодный как управленец в любой другой модели – в системе «сильный мэр – совет» может по инерции удерживать власть, аккумулированную его предшественниками. Отсюда, некомпетентность «сильного мэра» как администратора может отчасти быть компенсирована политическими ресурсами самой должности.

Две, рассматриваемые выше системы «мэр – совет», носят в определенной степени схематический характер и в чистом виде встречаются не часто. На практике глава исполнительной власти может занимать промежуточное положение между «сильным» и «слабым» и действовать по-разному в зависимости от конкретной ситуации, сложившихся традиций, расстановки политических сил.

В политическом плане система «мэр – совет» с «сильным» мэром утверждает приоритет исполнительной власти, со «слабым» мэром – приоритет представительной власти.

 

Кейс № 2

Подведем первые итоги муниципальной реформы 2014 года, когда в Федеральный закон № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены поправки, на основе которых осуществлена трансформация структур муниципального управления в регионах России. Модель сильного мэра закреплена в 5 регионах (Липецкая, Иркутская, Кемеровская, Омская области, Адыгея) + в 3-х преимущественно (Забайкальский край, Астраханская и Ярославская области) + выборочное нормирование в Курганской области. Модель сити-менеджера закреплена в 13 регионах (Республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Крым, Белгородская, Ивановская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Тульская, Тюменская области, ЕАО + преимущественно Калиниградская область (кроме Калининграда)) Нормирование регионом по типам МО: Карелия, Чувашия, Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Магаданская, Самарская, Тамбовская области, ЯНАО – 9 регионов) и т.д.

 Результаты реформы: расширение практики по реализации модели сити-менеджера в МО.

Задание: Покажите достоинства и недостатки модели сити-менеджера.

 

Ответ:

Преимущества введение должности сити-менеджера:

- в отличие от прямых выборов мэра проведение конкурса на должность сити?менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь;

- если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку, в этом случае соответствующие юридические действия также не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.

- с введением поста сити-менеджера увеличивается статус Думы городского округа. Народные избранники будут определять основные векторы политики, а исполнительная власть занимается их реализацией. Глава города выбирается из числа депутатов, является одновременно председателем городской Думы и выполняет исключительно представительские функции и подписывает нормативные документы.

- веский аргумент в пользу такой системы управления -- глава администрации становится подотчетным лицом. Косвенно повышается статус депутата городской думы

- при данной модели более четко определены роли органов местного самоуправления. Сити-менеджер, в отличие от главы (фигуры политической), являясь профессионалом-хозяйственником, не вмешивается и не вовлечен в политическую жизнь муниципального образования.

- В общих чертах эксперты говорят о следующих положительных сторонах - освобождение главы администрации от церемониальных обязанностей, аполитичность менеджера, его подотчётность городскому совету, снижение расходов на выборы.

Недостатки введения сити-менеджера:

- сторонники сохранить демократическую процедуру выбора мэров прямым народным голосованием считают, что назначение сити-менеджеров отнимает у граждан это право, поэтому негативно высказываются против нововведений.

- риск утраты реальных полномочий депутатами представительного органа и его председателем в связи с переходом рычагов управления к сити-менеджеру, осуществляющему исполнительно-распорядительные полномочия, а также возможность конфликта между главой местной администрации и главой муниципального образования.

- также существует мнение, что глава местной администрации, не проходивший процедуру выборов, не может в полной мере почувствовать весь груз ответственности перед населением, тем более что он подотчетен не непосредственно населению, а работодателю, то есть представительному органу. менеджер администрация самоуправление

- местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, не входит ни в одну из ветвей власти. Каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, какая модель местного самоуправления, предусмотренная ФЭ-131, является для него наиболее подходящей.

- порок в теоретической аргументации оборачивается снижением качества управления в объективной реальности.

- отсутствие профессионалов и учет лояльности при отборе стимулируют коррупционность.

- сити-менеджер имеет меньше мотивов отстаивать интересы муниципалитета, чем избранный всенародно глава

- «Назначенный «сити-менеджер» не несет никакой ответственности перед горожанами. Его задача - отчитаться перед теми, кто его назначил. Горожане никак не могут влиять на работу «сити-менеджера». Он зависит только от воли нескольких назначивших его человек. Везде, где отменяли прямые выборы и вводили должность «сити-менеджера», был отмечен рост коррупции»

- зачастую на эту должность назначаются люди, «угодные» вышестоящему начальству. То есть, возможно принятие «своего» человека на место сити-менеджера. Ведь назначенный сити-менеджер оперирует большими бюджетными активами и имуществом. Вот в чем главная проблема.

- Наш уважаемый президент Владимир Владимирович Путин высказался на этот счет недвусмысленно: мэров должны только выбирать. По словам президента, у людей должна быть реальная возможность принимать участие в управлении своим городом или поселком, в решении повседневных вопросов, которые и определяют качество жизни.

«Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой», -- подчеркнул президент.

 

 

Кейс №3

Установите соответствие и обоснуйте ответ

L1 Президент парламентской республики   L2 Президент президентской республики L3 Президент полупрезидентской республики R1 наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. R2 наличие сильной президентской власти и в то же время правительства, подотчетного парламенту. R3 не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает, выполняет функции преимущественно представительского характера

 

Ответ:

L1 Президент парламентской республики - R3

L2 Президент президентской республики - R1

L3 Президент полупрезидентской республики - R2

 

Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.

 

1) Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, в зависимости от конкретной политической обстановки, и особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел. Иногда президент принадлежит к оппозиционной партии. Такое положение имело место в отдельные периоды в Италии, ФРГ, Австрии. Сравнительно редко подобный "ослабленный" институт главы государства встречается в освободившихся странах. Он существует, например, в Индии, хотя конституция страны формально предоставляет президенту республики большие полномочия.

Во всех случаях, когда глава государства в парламентарной республике наделен по закону более или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного министра (институт контрасигнации), что служит обязательным условием их действительности.

2) Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Подобное положение типично прежде всего для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки и др.). Очень большой властью обладает президент во многих освободившихся странах.

Глава государства в президентских республиках наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. Он располагает определенными средствами воздействия на законодательный процесс, обладает распорядительной (регламентар- ной) властью, важными прерогативами в области руководства вооруженными силами и гражданской администрацией.

Стремление к расширению президентской власти нередко приводит к острым столкновениям между главой государства и представительным учреждением, в ходе которых победа не всегда оказывается на стороне президента. Нередки случаи, когда парламент под давлением общественности вынужден заниматься расследованием противоправных злоупотреблений администрации. Типичный тому пример — "уотергейтское дело" в США, повлекшее за собой отставку Президента Р. Никсона в 1974 году.

3) Весьма значительными собственными полномочиями обладает глава государства в республиках со смешанными формами правления. Так, президент Французской Республики при назначении премьер-министра, досрочном роспуске Национального собрания, использовании чрезвычайных полномочий и осуществлении некоторых других мер формально принимает решение самостоятельно, и издаваемый им акт не нуждается в контрасигнации. На практике, однако, полнота власти президента зависит от расстановки политических сил, поскольку правительство должно пользоваться поддержкой парламентского большинства. За годы Пятой республики во Франции трижды победу на парламентских выборах (в 1957, 1986, 1993 годах) одержали оппозиционные по отношению к президенту партии, что приводило к заметному сужению фактического объема полномочий главы государства.

Многие государствоведы, стремясь теоретически обосновать новые явления и тенденции в развитии современного государства, указывают обычно на усложнение и рост динамичности общественной жизни. Необходимость сильной исполнительной власти, способной оперативно решать проблемы, связанные с развитием НТР, с усложнением экономических и социальных проблем служит обоснованием расширения полномочий, осуществляемых главой государства или правительства, выступающего в роли "национального лидера". В развивающихся странах в таком лидере нередко видят панацею от всех бед, переживаемых обществами, выходящими из колониального состояния.

В основание требования "сильной власти" в этих странах зачастую ссылаются на характер традиционного общества, которому соответствует персонифицированная единоличная власть, способствующая преодолению отсталости и борьбе против трайбализма (племенной разобщенности), местничества, сепаратизма. На деле подобная авторитарная власть главы государства оказалась не в состоянии обеспечить общественный прогресс, устойчивое и стабильное политическое развитие.

 

 

Кейс №4  

Система федеральных органов исполнительной власти в РФ делится по подведомственности на две подсистемы.

Определите, кому подведомственны следующие органы исполнительной власти и объясните, что это означает.

 

ОТВЕТ: В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции, Закона о Правительстве РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

Система Федеральных Органов Исполнительной Власти — это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

1.Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

Министерство экономического развития Российской Федерации является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

2.Министерство обороны РФ (минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента российской федерации и правительства российской федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом вооруженных сил российской федерации и подведомственных министерству обороны российской федерации организаций.

Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

3.Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.

2. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", общественными объединениями и иными организациями.

4.Федеральное архивное агентство РФ- федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

5.Федеральная служба охраны РФ

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти (далее - специальная связь), а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (далее - специальное информационное обеспечение государственных органов).

2. Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.

4. Основными задачами ФСО России являются:

1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) обеспечение защиты охраняемых объектов;

6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или пользовании органов государственной охраны (далее - федеральные информационные системы);

8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации;

9) обеспечение защиты персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей

6.Министерство юстиции РФ

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:

1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя");

территориального устройства Российской Федерации;

организации местного самоуправления;

разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

адвокатуры;

нотариата;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) функции по обеспечению в пределах своих полномочий представительства и защиты интересов Российской Федерации в судах иностранных государств и международных судебных (арбитражных) органах, включая Европейский Суд по правам человека и Суд Евразийского экономического союза (далее - суды иностранных государств и международные судебные органы).

7.Министерство здравоохранения РФ— федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.

 

 

Кейс №5

Необходимо указать соответствие и обосновать свой ответ:

1.Правовой ресурс местного самоуправления а) создание организационных структур для решения тех или иных задач муниципального управления
2. Экономический ресурс местного самоуправления б) право органов местного самоуправления принимать правовые нормативные акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
3. Административный ресурс местного самоуправления в) права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (включая землю), формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, регулирования цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий.

 

ОТВЕТ: 1-Б, 2-В, 3-А.

Административный ресурс означает создание организационных структур для решения задач муниципального управления. Таким образом, муниципальное управление - это деятельность ОМС, направленная на удовлетворение общественных интересов, на решение вопросов местного значения.

По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 

Кейс № 6

Чрезвычайные ситуации в обществе вызревают постепенно по мере накопления неразрешенных противоречий в стране в целом или в отдельных регионах. Благоприятная среда- кризисное состояние общества. ЧС уменьшают ресурсный потенциал, вызывают дополнительные материальные затраты, угрожают существованию государственной системы, экономическому и социальному устройству.

Вопрос: Что должно делать государство для предотвращения чрезвычайные ситуации в общественной жизни и выходу из него?

ЧС возможны в масштабе страны, регионов, отрасли или сферы деятельности. Меры по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжительности, территориального охвата как федеральными, так и региональными органами власти.

Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации является введение чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение вводится в целях скорейшей нормализации обстановки, исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя как временная мера.

На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов управления чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы с передачей им распорядительных и исполнительных полномочий государственной власти.

Чрезвычайное положение обеспечивается особым режимом работы предприятий, учреждений, допускающим ограничение прав и свобод граждан, в том числе на передвижение, и прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, усиление охраны порядка и объектов, запрещение массовых мероприятий, проверку документов и т.д.

Чрезвычайное положение обычно становится основанием для введения чрезвычайного бюджета. В этом случае расходование средств производится в режиме секвестра. Чрезвычайный режим расходования вводится и в случае, если дефицит бюджета не покрывается размещением государственных ценных бумаг.

Для преодоления чрезвычайной ситуации вводится также прямое президентское правление. При этом Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами осуществляют свои полномочия по обеспечению на территории законности и правопорядка, функционирования экономики и социальной сферы с использованием временной системы органов исполнительной власти.

При чрезвычайной экономической ситуации принимаются особые меры в сфере производства, распределения, финансов, цен. В комплексе они обеспечивают режим национальной мобилизации. Основные цели чрезвычайных экономических мер - создание наилучших условий для развития реального сектора экономики, изменение народнохозяйственных пропорций в пользу фонда накопления. Этому способствуют введение регулирования доходов; ограничение обращения и конвертируемости иностранных валют; целевая эмиссия, направленная на инвестиции; жесткая экономия бюджетных средств, вплоть до нормированного потребления по карточной системе; замораживание тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, перевозки. Инвентаризируются товарные и финансовые потоки, резервы оптовых складов, хранилищ зерна, нефти и другого сырья.

Органы власти в регионах принимают чрезвычайные меры и программы, юридически оформляя их в виде местных законов и нормативных актов, проводят фискальные проверки, при необходимости лишают лицензий и др. После преодоления чрезвычайной ситуации государственный контроль постепенно ослабевает и восстанавливается нормальная жизнь, иначе стране грозит банкротство.

«Проектный и программный подходы в ГМУ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: