(знаки альтерации)
ПОЛУТОН самое маленькое расстояние между звуками,две ближайшие клавиши | ТОН расстояние, образованное двумя полутонами,две соседние клавиши, между которыми есть еще она |
На клавиатуре белая и черная клавиши рядом всегда образуют полутон. Две белые клавиши рядом всегда образуют тон, если между ними есть черная клавиша. Белые клавиши, между которыми полутон – МИ и ФА, СИ и ДО, ведь черных клавиш между ними нет. Две черные клавиши рядом – это всегда целый тон.
полутон полутон
полутон полутон полутон
Рассмотрим знакомую гамму ДО МАЖОР,
определим расстояние между ее ступенями.
Запомни:
полутоны в мажорной гамме находятся
между III и IV ступенями и между VII и I.
Формула строения мажорной гаммы –
1 т.+1 т.+ т.+1 т.+ 1 т.+1 т.+ т.
Легче запомнить приговорку:
ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТРИ ТОНА-ПОЛУТОН
тон тон тон тон тон
|
|
I II III IV V VI VII I
Есть знаки, которые изменяют высоту звука: повышают или понижают его на полтона. Их называют – знаки альтерации.
ДИЕЗ повышает звук на полтона | БЕМОЛЬ понижает звук на полтона | БЕКАР отменяет действие диеза или бемоля |
Все знаки ставятся слева около ноты,
А произносятся после названия ноты.
Например:
до-диез си-бемоль
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Несколько раз повтори образец написания диезов; старайся, чтобы «окошечко» диеза точно указывало на ноту, которую он повышает (пиши только НОТЫ С ДИЕЗАМИ):
2. Поставь диез перед каждой нотой:
3. Потренируйся в написании бемолей и бекаров; следи, чтобы «капелька» бемоля и «окошко» бекара находились рядом с нотой, на которую они указывают:
Сыграй на инструменте и спой все звуки звукоряда с повышениями и понижениями на полтона. Не забывай каждый раз произносить знак изменения основного звука, то есть ДИЕЗ или БЕМОЛЬ.
5. Назови и сыграй указанные ноты. Определи и подпиши, где между двумя звуками тон – 1 т., а где полутон – т.
ИНТЕРВАЛЫ
8 ОКТАВА 7 СЕПТИМА 6 СЕКСТА 5 КВИНТА 4 КВАРТА 3 ТЕРЦИЯ 2 СЕКУНДА 1 ПРИМА | Слово «интервал» означает промежуток, расстояние между чем-нибудь. В музыке ИНТЕРВАЛ – это расстояние между двумя нотами. Основных интервалов в музыке 8. У каждого свое имя. И пусть вначале тебе эти имена покажутся странными, их очень легко запомнить. Представь себе дом, где каждый интервал живет на своем этаже, имя интервала – это номер этажа, где он живет. Или можно представить ступени, по которым нужно подняться от нижней ноты интервала до верхней: первая – прима, вторая – секунда, третья – терция, четвёртая – кварта, пятая – квинта, шестая – секста, седьмая – септима, восьмая – октава. |
Но просто так гулять по ступенькам и этажам неинтересно. Лучше ходить в гости к хорошим друзьям. Для этого нужно поближе познакомиться с каждым интервалом, узнать, какой у них характер. Этим мы и будем заниматься на уроках сольфеджио. А пока, чтобы получше запомнить имена интервалом, выучи песенку:
|
|
Нижний звук интервала называется «основание», а верхний – «вершина».
Если звуки интервала взять одновременно, то получится созвучие или гармонический интервал.
Если звуки интервала звучат по очереди, один за другим – это мелодический вид интервала. Любая мелодия складывается из мелодических интервалов.
1 2 3 4 5 6 7 8
В мелодии интервалы бывают восходящие и нисходящие.
Интервалы отличаются друг от друга величиной: есть широкие интервалы, в них один звук намного выше другого; есть узкие интервалы, у них разница по высоте между звуками небольшая. Как же измерить величину интервала? Сантиметрами? Нет, конечно. Мы будем считать, сколько звуков-ступенек охватывает интервал.
В этом интервале В этом – 7 ступеней, В этом - В этом – всего
5 ступеней, это сертима 2 ступени, 1 ступень,
это квинта это секунда это прима
Итак, запомни название интервалов и их ступеневую величину:
Домашнее задание:
1. Запомни, сколько ступеней в каждом интервале. Проверь себя, заполнив таблицу (НЕ ПОДГЛЯДЫВАЙ!):
ТЕРЦИЯ ________ | СЕКСТА _________ | СЕКУНДА ___________ | КВАРТА __________ |
СЕПТИМА ________ | КВИНТА _________ | ОКТАВА ___________ | ПРИМА ___________ |
2. Построй гармонические интервалы вверх от нот РЕ и МИ:
3. Поучись на инструменте строить интервалы от звуков 1-й октавы. Например:
- подбери от звука МИ (ФА, ЛЯ...) все интервалы от примы до октавы, прислушайся к их характеру
- сыграй «цепочку» секунд и терций по всем «белым» клавишам, вот так: