Звуковая культура речи: звук ч

 

Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Ход занятия.

 «Сегодня, – говорит педагог, – мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Слушайте.

Пошёл Язычок погулять и пришёл к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: „Ч‑ч‑ч“. Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: „Ш‑ш‑ш“, но сделал шаг назад в своём домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: „Ть‑ть‑ть“.

А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) тёплый ветерок и спойте: „Ч‑ч‑ч“. (Дети повторяют упражнение несколько раз.) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?

Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шёл быстро: „Ч‑ч‑ч‑ч“, потом ещё быстрее… Когда паровоз шёл медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поёт песню Олин паровоз. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечётко произносят звук ч).

Стал Язычок сочинять и петь, – продолжает занятие воспитатель, – разные песни, похожие на песню паровоза:

Чу‑чу‑чу – стоять не хочу,

Стоять не хочу – чу‑чу‑чу;

Ча‑ча‑ча, чи‑чи‑чи, чо‑чо‑чо.

Ач‑ач‑ач – испекли калач.

Оч‑оч‑оч – наступила ночь.

Чок‑чок – каблучок.

Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем. Педагог читает детям стихотворение «Трое гуляк» (из французской народной поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):

В поле гуляли трое гуляк,

После прогулки делали так:

Апчхи!

Апчхи!

Чхи!

Воспитатель читает первые две строчки, а «трое гуляк», которые выбраны педагогом, поочерёдно чихают.

Чтение в лицах повторяется.

Затем педагог предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч, хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.

Чай… чародей… волшебник… чаща… чертёнок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать.

В конце игры воспитатель отмечает, кто допустил ошибки.

Заканчивая занятие, педагог дарит детям новую загадку:

Белая бочка,

Нет в ней ни сучочка.

(Яйцо)

 

Март 2 неделя

 

Звуковая культура речи: звуки щ-ч.

 

Цель. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

Ход занятия.

«Мой Язычок научился петь новую песенку, – начинает занятие воспитатель. – Послушайте: „Щ‑щ‑щ“. Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)».

Дети произносят звук все вместе, затем только девочки (только мальчики, только Саша, Оля и т.д., 4–5 детей).

«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведёшь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но чётко повторяйте за мной:

Ащ‑ащ‑ащ – ач‑ач‑ач,

Ча‑ча‑ча – ща‑ща‑ща,

Ещ‑ещ‑ещ – еч‑еч‑еч.

Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения: „Девочки и мальчики прыгают как мячики“.

А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак «Про все на свете»):

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

А сейчас очень‑очень трудное задание. Надо услышать в слове звук щ и хлопнуть в ладошки: плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).

Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах): «Щи да каша – пища наша». Если на обед сварены щи, целесообразно напомнить детям пословицу: «Где щи, тут и нас ищи».

Если останется время, следует познакомить дошкольников со стихами‑перевертышами И. Сельвинского «Что правильно?»

Гречка

В печке,

Валенки

На завалинке? (Это правильно?)

Гречка

В валенке,

Печка

На завалинке? (Правильно? Не правильно?)

Валенки

В печке,

На завалинке

Гречка? (Что не так?)

Валенки

В гречке,

Завалинка

В печке? (Что перепутано?)

Апрель 2 неделя

Звуковая культура речи: звуки л, ль.

 

Цель. Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.

Ход занятия.

 «Мой Язычок научился петь новую песню, – начинает занятие воспитатель. – Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: „Бл‑бл‑бл, бл‑бл‑бл“. Что бормотал индюк? Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро‑быстро: „Бл‑бл‑бл“. Попробуйте…

Сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.

Широко улыбнитесь и пойте: „Л‑л‑л“. Отдохните и попробуйте спеть ещё раз: „Л‑л‑л“. Послушаем, как эта песня получается у Кати. (Называет 3–4 детей.)

У индюка, – продолжает педагог, – песня сердитая. Когда ее поешь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это.

Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: „Ли‑ли‑ли“ (звук и должен звучать как можно тише). Помогайте мне, колокольчики. (Песню поют сначала девочки, потом мальчики и затем несколько детей индивидуально.)

Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:

Ла‑ла‑ла – ля‑ля‑ля,  

Лы‑лы‑лы – ли‑ли‑ли,

Лу‑лу‑лу – лю‑лю‑лю,

Ол‑ол‑ол – ял‑ял‑ял».

Педагог показывает детям игрушечного щенка и просит описать его. (Маленький, беленький, лохматый, на шее ленточка и медаль…)

Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать песенку («Лето», из македонской поэзии в пересказе Л. Яхнина), в которой много слов со звуками л, ль.

Дважды читает её:

Лето по полю гуляло,

Лето шило – вышивало.

Луг – цветами,

Лес – листами.

Затем воспитатель читает первые две строки, а дети пытаются назвать слова со звуками л, ль.

Педагог спрашивает, что значит: «Лето шило‑вышивало».

Далее проводит упражнение «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуками л или ль: лук… чеснок… лимон… лиса… краса… ландыш… белый… лес… лётчик… лягушка… квакушка.

Если останется время, можно порадовать детей, подарив им весёлое стихотворение В. Орлова «С базара»:

– Откуда идешь ты, лягушка‑квакушка? – С базара домой, Дорогая подружка! – А что ты купила? – Всего понемножку: Купила КВАпусту, КВАсоль, И КВАртошку.

Май 2 неделя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: