Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.
Ход занятия.
«Сегодня, – говорит педагог, – мы будем учиться петь новую песенку. Что это за песенка, вы должны догадаться сами. Слушайте.
Пошёл Язычок погулять и пришёл к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел: „Ч‑ч‑ч“. Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: „Ш‑ш‑ш“, но сделал шаг назад в своём домике. Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат ими в потолок: „Ть‑ть‑ть“.
А теперь постучите кончиком языка в потолок, пустите на ладонь (сделайте заборчик перед ртом) тёплый ветерок и спойте: „Ч‑ч‑ч“. (Дети повторяют упражнение несколько раз.) Какую песню мы сегодня узнали? Чья это песня?
Язычку очень понравилось играть в паровоз. Паровоз шёл быстро: „Ч‑ч‑ч‑ч“, потом ещё быстрее… Когда паровоз шёл медленнее, его песня затихала. Послушайте теперь, как поёт песню Олин паровоз. (Спрашивает 3–4 детей, которые нечётко произносят звук ч).
Стал Язычок сочинять и петь, – продолжает занятие воспитатель, – разные песни, похожие на песню паровоза:
Чу‑чу‑чу – стоять не хочу,
Стоять не хочу – чу‑чу‑чу;
Ча‑ча‑ча, чи‑чи‑чи, чо‑чо‑чо.
Ач‑ач‑ач – испекли калач.
Оч‑оч‑оч – наступила ночь.
Чок‑чок – каблучок.
Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем. Педагог читает детям стихотворение «Трое гуляк» (из французской народной поэзии, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):
В поле гуляли трое гуляк,
После прогулки делали так:
Апчхи!
Апчхи!
Чхи!
Воспитатель читает первые две строчки, а «трое гуляк», которые выбраны педагогом, поочерёдно чихают.
Чтение в лицах повторяется.
Затем педагог предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч, хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.
Чай… чародей… волшебник… чаща… чертёнок… озорной… чижик… воробей… кашлять… чихать.
В конце игры воспитатель отмечает, кто допустил ошибки.
Заканчивая занятие, педагог дарит детям новую загадку:
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка.
(Яйцо)
Март 2 неделя
Звуковая культура речи: звуки щ-ч.
Цель. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.
Ход занятия.
«Мой Язычок научился петь новую песенку, – начинает занятие воспитатель. – Послушайте: „Щ‑щ‑щ“. Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)».
Дети произносят звук все вместе, затем только девочки (только мальчики, только Саша, Оля и т.д., 4–5 детей).
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведёшь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но чётко повторяйте за мной:
Ащ‑ащ‑ащ – ач‑ач‑ач,
Ча‑ча‑ча – ща‑ща‑ща,
Ещ‑ещ‑ещ – еч‑еч‑еч.
Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения: „Девочки и мальчики прыгают как мячики“.
А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак «Про все на свете»):
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
А сейчас очень‑очень трудное задание. Надо услышать в слове звук щ и хлопнуть в ладошки: плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).
Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах): «Щи да каша – пища наша». Если на обед сварены щи, целесообразно напомнить детям пословицу: «Где щи, тут и нас ищи».
Если останется время, следует познакомить дошкольников со стихами‑перевертышами И. Сельвинского «Что правильно?»
Гречка
В печке,
Валенки
На завалинке? (Это правильно?)
Гречка
В валенке,
Печка
На завалинке? (Правильно? Не правильно?)
Валенки
В печке,
На завалинке
Гречка? (Что не так?)
Валенки
В гречке,
Завалинка
В печке? (Что перепутано?)
Апрель 2 неделя
Звуковая культура речи: звуки л, ль.
Цель. Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.
Ход занятия.
«Мой Язычок научился петь новую песню, – начинает занятие воспитатель. – Он подслушал эту песню у индюка. Индюк бегал по двору, сердился и бормотал: „Бл‑бл‑бл, бл‑бл‑бл“. Что бормотал индюк? Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро‑быстро: „Бл‑бл‑бл“. Попробуйте…
Сейчас выпустите язычок погреться на весеннем солнышке, сделайте его широким, поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.
Широко улыбнитесь и пойте: „Л‑л‑л“. Отдохните и попробуйте спеть ещё раз: „Л‑л‑л“. Послушаем, как эта песня получается у Кати. (Называет 3–4 детей.)
У индюка, – продолжает педагог, – песня сердитая. Когда ее поешь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это.
Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: „Ли‑ли‑ли“ (звук и должен звучать как можно тише). Помогайте мне, колокольчики. (Песню поют сначала девочки, потом мальчики и затем несколько детей индивидуально.)
Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика:
Ла‑ла‑ла – ля‑ля‑ля,
Лы‑лы‑лы – ли‑ли‑ли,
Лу‑лу‑лу – лю‑лю‑лю,
Ол‑ол‑ол – ял‑ял‑ял».
Педагог показывает детям игрушечного щенка и просит описать его. (Маленький, беленький, лохматый, на шее ленточка и медаль…)
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать песенку («Лето», из македонской поэзии в пересказе Л. Яхнина), в которой много слов со звуками л, ль.
Дважды читает её:
Лето по полю гуляло,
Лето шило – вышивало.
Луг – цветами,
Лес – листами.
Затем воспитатель читает первые две строки, а дети пытаются назвать слова со звуками л, ль.
Педагог спрашивает, что значит: «Лето шило‑вышивало».
Далее проводит упражнение «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуками л или ль: лук… чеснок… лимон… лиса… краса… ландыш… белый… лес… лётчик… лягушка… квакушка.
Если останется время, можно порадовать детей, подарив им весёлое стихотворение В. Орлова «С базара»:
– Откуда идешь ты, лягушка‑квакушка? – С базара домой, Дорогая подружка! – А что ты купила? | – Всего понемножку: Купила КВАпусту, КВАсоль, И КВАртошку. |
Май 2 неделя